В Казахстане планируют расширить привилегии журналистов

2022-09-07 16:38:39

6 сентября 2022 года на портале «Открытые НПА» появился консультативный документ регуляторной политики к проекту Закона РК «О масс-медиа». Поправки, которые могут внести в законодательство, предполагают расширение статуса журналистов, фиксацию в правовом поле понятия «интернет-реклама», а также переход к грантовому финансированию и субсидированию традиционных газет и журналов.


16 марта в своём Послании народу Казахстана глава государства Касым-Жомарт Токаев отметил, что сейчас для любой прогрессивной страны критически важно иметь конкурентоспособные и свободные средства массовой информации, а у отечественных СМИ должен быть собственный взгляд на процессы, происходящие в стране, регионе и мире.

Эти слова главы государства стали основанием для разработки поправок. В консультативном документе к проекту закона «О масс-медиа» отмечается, что в Казахстане необходимо повысить правовой статус и расширить привилегии журналистов. Для решения этой проблемы предлагается ввести ряд законодательных новелл (принципиально новых правовых предписаний, ранее не известных действующему законодательству).

Также в документе сказано, что интернет, интернет-ресурсы и социальные сети стали частью общественных отношений, поэтому необходимо разграничить эти виды массовых коммуникаций. Это позволит регламентировать их деятельность. Кроме того, предлагается перейти к грантовому финансированию и субсидированию традиционных газет и журналов.

«Предлагаемые изменения повысят эффективность реализации государственной информационной политики, а также позволят повысить конкурентоспособность отечественных СМИ. Но также это нововведение может вызвать критику со стороны ряда неконкурентных СМИ», – говорится в документе.

Для реализации концепции «Слышащего государства» во взаимодействии госорганов со СМИ предлагают пересмотреть сроки рассмотрения журналистских запросов и расширить деятельность госорганов в соцсетях. Также порядок регистрации СМИ хотят изменить, установив требование о наличии уникального доменного имени.

В консультативном документе предлагается определить понятие «интернет-рекламы» и принципы её регламентации.

«Предлагаемые изменения позволят систематизировать и обеспечить прозрачность рекламы в сети интернет, однако это может вызвать нежелание субъектов интернет-рекламы работать в казахстанском правовом поле», – отмечается в тексте.

Публичное обсуждение консультативного документа продлится до 27 сентября 2022 года. В нём могут принять участие главные казахстанские СМИ (печатные издания, теле-, радиоканалы, включая интернет-ресурсы).


Всегда свежие новости на нашем Telegram канале ПОДПИШИСЬ