23 февраля - День Советской Армии!

2022-02-23 04:51:01

В бой идут одни «старики»

Перефразируя цитату из старого фильма, объявим: «Если у женщин есть свои дела, они могут спокойно заняться ими. Сегодняшняя наша статья для мужчин». Хотя и это утверждение неоднозначно. Ведь мужчин провожали и ждали с нетерпением месяцами матери, невесты, сестры. Провожали, как говорили в те времена, «отдать долг Родине».  И хотя сейчас День защитника Отечества в Казахстане перенесен на другую дату, как сказал мне один бывший военнослужащий: "Всех, кому за 45, можешь смело поздравлять!". Сегодня 23 февраля, так давайте вспомним о Советской Армии... И, как всегда, воспоминания наших героев неоднозначны. Для кого-то годы службы остались в памяти как лучшие в жизни, а кто-то до сих пор клянет потерянное на плацу время…


Не будем говорить о реалиях службы в советских войсках на фронтах Великой Отечественной, поскольку фронтовая обстановка в корне отличается от функционального назначения армии и условий в мирное время. Начнем с послевоенных лет.
В 50-60-е годы, когда страна, с трудом восстававшая из пепла после самой тяжелой в ее истории войны, служба в армии для того поколения новобранцев была действительно почетной обязанностью. Вспомним сюжет знаменитой картины тех лет «Максим Перепелица». Односельчане и председатель колхоза, недовольные поведением сельского хулигана, объявляют ему, что он недостоин служить в рядах Советской Армии. Герой воспринимает такое решение, как трагедию, и дает обещание исправиться и стать достойным солдатом. Это не режиссерская фантазия, а отражение моральных принципов той эпохи. Не отслужить в армии для молодого человека считалось чуть ли не позором. Именно тогда родилась знаменитая поговорка: «Не служил – не мужик!».


Конечно, воспоминания о днях «юности в сапогах» у всех разные. Не стоит забывать, что армейские условия зависели и от рода войск, и от региона, в котором довелось служить, и элементарно от кадрового состава командования. В те годы, с которых мы начали воспоминания, а именно, в начале 60-х, мой покойный ныне отец, как и миллионы советских парней, отслужил в армии, и воспоминания о том времени на всю жизнь у него оставались самые благодарные. Довелось ему служить в ГДР, близ города Виттенберге, в разведке. Отец, рассказывая о годах службы, вспоминал, что это была не только военная школа, но и школа интеллекта, как это ни странно прозвучит. Во-первых, служивших в ГДР советских солдат в совершенстве обучали немецкому языку. Занятия политграмотой были не банальной и скучной формальностью, а источником серьезных знаний о международном положении, военной и гражданской истории. Плюс ко всему в его части была уникальная библиотека с редкими книгами на русском и немецком. Именно за годы службы отец получил столько знаний, что до самой старости поражал всех своей блестящей эрудицией, при этом не имея высшего образования.


А что вспомнят другие о своей срочной службе? Поспрашивала своих знакомых из старшего поколения, поискала комментарии по этому поводу в соцсетях. Мнения о том, что такое армейский быт времен СССР, конечно, в корне разнятся…


Олег: «Солдат за 2 года (3 на флоте) превращался в профессионала, во многом круче сегодняшних контрактников. Гражданские не понимают разницу между контрактником и профессионалом (думают, что это одно и тоже). Советская Армия была хоть и призывной, но профессиональной (дембеля, как правило, выполняли нормативы боевой подготовки на уровне 1 класса или мастера, а это приравнивалось по показателям к 3 классу офицерской классности). Танки и БМП водили не хуже прапорщиков, а стреляли, как правило, лучше.
Деньги у страны были на боевую подготовку, да и экономический потенциал был несопоставим. Сейчас много контрактников, но вот много ли из них профессионалов? В СА в любом линейном мотострелковом полку 2 батальона на полигоне, а 1 в это время тянет наряды в военном городке (потом смена этого дежурного батальона). Почти все сержанты и начальники расчетов - это студенты 1 курса (летний призыв). Интеллектуальный уровень той армии не сравнить с сегодняшним. Если бы тогда командование занималось танковыми биатлонами (показушное шоу, где 1 экипаж готовит весь военный округ) мы бы не были способны с 5,5 млн. вооруженных сил вести одновременно войну на двух направлениях (без применения ядерного оружия). Если сейчас в Военной доктрине записано, что на любое вторжение (в том числе без ядерного оружия) мы оставляем право применить его, то для тех, кто понимает, совершенно ясно, что достаточной численности сухопутных войск у нас, в современных войсках, уже нет. Можно и дальше заниматься танковыми биатлонами и парадами. Вот в чем основное отличие той армии от сегодняшней (численность, мотивация и профессиональный уровень)».


Павел: «Нет смысла поливать грязью или восхвалять Советскую Армию. Как и нынешнюю. Всегда найдутся критики. У каждого, кто служил или служит, свой опыт. Не важно, с каким знаком - «плюс» или «минус». С этим приходится мириться и жить. Главное - с какими моральными приоритетами ты туда идешь. Решать надо сразу – «трус или храбрец», «подлец или герой». Для кого «Долг, Честь и Отечество» не пустые слова. Особенно для офицеров, а не просто – «я, мол, выучился, и дали звезды поносить». Как-то один мудрый, старый человек сказал – «Опошляя великое прошлое, оправдываем убогое настоящее».


Мурат: «Я служил в конце 80-х в Караганде, в воинской части, которую до сих пор в просторечии называют «Зеленая Балка». Два годы службы не дали мне никаких навыков, которые бы в будущем бы пригодились. Вспоминаю армию, как бесконечные дежурства на кухне, войну с гнилой картошкой, или как вечную уборку снега зимой. У меня все время было впечатление, что из нас хотят сделать тупую скотину, отдавая совершенно бессмысленные приказы. Один раз мы получили такой наряд: «Вырвать все белые цветочки на территории части!». Почему именно белые, и зачем их вырывать, чем они провинились? А лишь бы бессмысленным трудом занять солдат.  Маразм, одним словом».


Игорь: «Утром ровно в 7 утра (отбой в 23-00) была у нас первая зарядка. Проводили ее «котлы» – солдаты, прослужившие полгода после учебки. Зарядка оказалась прогулкой: «котлы» встали в 50 метрах друг от друга в поле… Бег по глубокому снегу 30-40 минут по кругу. И не дай бог, кто-то не сможет бежать….  
Первые дни службы мы привыкали к новому уставу, порядкам. Обвыкали и получать положенные порции побоев. От 7 до 15 раз в день было нормой быть битым! Но привыкли и к этому. Привыкли спать по 4 часа. Больше не выходило ни у кого из нас.
Наш полк насчитывал 180 человек. Обслуживание техники, стоящей на хранении. Была рота из 30 человек, где солдаты работали водителями: возили воду, командира полка, в лес за дровами ездили. Печи в столовой топились дровами: накладываешь стопку, соляркой поджигаешь, и чтоб горело. В определенное время в дырку из столовой крик — «Туши!». Заливаешь — каша, борщ, суп, чай готов! Эта работа была одной из самых ценных для дембелей и дедов. Они никогда там ничего не делали. Делали все мы. Работа каждого из нас была расписана до минуты —  кому куда успеть и т.д. Интересное наблюдение: то, что казалось в учебке перебором, здесь было нормой. Я начал замечать, что мысленно для меня все сержанты и курсанты, оставшиеся там, ДЕТИ! Они через месяц нашего пребывания в войсках стали нам казаться такими маленькими сыночками,  непригодными к службе».


Те, кто с негативом вспоминают службу во времена СССР, не забывают тыкать в глаза прошлому и таким отвратительным явлением, как армейская «дедовщина». Не будем осуждать тех, кому в свое время действительно доставалось от старослужащих. Но, когда при мне говорят о «дедовщине», у меня сразу в памяти всплывает рассказ моего родственника, служившего в Афганистане. Эту историю я слышала от него много лет назад, но она до сих пор жива в памяти...


Случилось это в день его долгожданного дембеля. Отмучившихся за годы настоящих боевых действий, опаленных чужим южным солнцем дембелей уже готовили к отправке домой. Ждали транспорт, который увезет их из части. Настроение, конечно, было самым радостным. Все предвкушали возвращение на родину, в объятия родных и любимых. Особенно, вспоминает рассказчик, по-детски наивно радовался паренек их Сибири, которого звали Василий. Сто раз он повторял сослуживцам, что мать к его возвращению налепила целые горы пельменей – для большого застолья. И он всех армейских товарищей приглашал ехать к нему в гости – на пельмени.
Накануне ряды части пополнились новобранцами. Вчерашние мальчишки, еще не понявшие, куда и зачем они попали. Смена…
И тут в штаб пришло донесение: на близлежащее село с мирными жителями напала огромная банда душманов, предстоит серьезная операция. И отправиться на нее должны были те самые вчерашние призывники, которые еще даже автомата в руках не держали.
И тут один из дембелей не выдержал: «Ребята, давайте будем людьми! Это же салаги совсем, такой бой им никак не под силу. Попросим отправить нас, тряхнем стариной!». Никто не возразил. Тряхнули.
Из того боя не вернулось трое солдат, которых уже ждали дома после службы. И среди них – тот сибиряк Вася, который всех звал на пельмени. Он приехал домой в цинковом гробу, и пельмени те подали на его поминках.


Вот такая она была, советская «дедовщина». Вот такая Советская Армия.
Лиэль СТЕПКИНА