Дети пошли в школу, начали учебный год… И снова, в который раз, как костёр, вспыхнула дискуссия о том, какой должна быть школа. А тут ещё министр образования накануне 1 сентября заявил, что мы переходим к всеобщему среднему образованию: вместо 9 обязательны 11 классов. И про зарплату не забыл: получку учителям до средней по стране якобы подымут к 2025 году. Мнения разделились: одни считают, что школу нужно оставить как есть, другие — надо открутить назад, на 25 лет, третьи — вперёд «по самое не могу». А как считают эксперты «Вечернего Гродно»?
Игорь АХМЕТОВ, первый директор СШ № 28, физик:
— Нужно менять балльную систему. Сейчас уровень образования в школе оценивается по среднему баллу всех учеников. Чем он выше, тем лучше школа. На мой взгляд, это мешает учителям выставлять оценки, которые ученики заслуживают. То же касается и новой системы подсчёта баллов по ЦТ: случайно ткнул в несколько правильных ответов и получил 50 баллов. В этом плане российский ЕГЭ выстроен более грамотно: один из трёх этапов проверяет не компьютер, а преподаватель в личной беседе. Это даёт возможность умным, одарённым детям быть замеченным и учиться в специальном центре на полном гособеспечении.
Второе — необходимо уменьшить нагрузку на учителей. Вместо того чтобы учить, преподаватель тратит много времени на «писанину», макулатуру и кучу другой работы, которую должны выполнять другие инстанции. В то же время у нас система руководства образованием сильно раздута: введены сектора, отделы, их руководители, десятки человек! В СССР в штат городского отдела образования входило всего четыре человека: заведующий, два инспектора и бухгалтер. Как-то был в командировке во Вроцлаве, инспектор областного отдела рассказала, что и у них в штате всего четыре человека, а сама она отвечает за 150 школ. И зарплата директора в школе, где училось тогда 600 человек (а у меня было 2000), в долларах была выше моей в восемь раз!
Оксана СИВОДЕДОВА, мама двух сыновей (17 и 13 лет):
— Парадокс отечественной школьной системы образования в том, что реформ всё больше, а знаний в головах от этого не прибавляется.
Ещё несколько лет назад я наивно полагала, что тема репетиторов не затронет нашу семью. Старший сын учился в одной из лучших гимназий. Чтобы попасть туда, нужно было сдать экзамены. Но когда в сентябре прошлого года он прошёл пробный тест ЦТ по математике, стало ясно, что для поступления в вуз его знаний явно не хватит. И проблема не только в том, что он что-то пропустил или учитель в школе не объяснил как следует. Как оказалось, около 25–30 процентов заданий в тестах относится к темам, которые не изучают в школе.
До сих пор не понимаю, для чего нужно было переходить на десятибалльную систему отметок и как это в итоге повлияло на знания наших детей. Очередная инициатива: с восьми начинать учёбу, с полдевятого или с девяти? Разве это имеет значение, пока в школах вынуждены ставить вторые смены? Если нет хорошей идеи, зачем что-то менять?
Школа в целом должна быть достаточно консервативной. Если что-то менять, то уж действительно проверенное. Я бы смотрела в сторону технологичности, причём во всём. К примеру, ввели в СШ № 39 одной из первых электронные дневники — и да, это очень удобно. Я почти уверена, что через пару лет в школах появится такой предмет, как экология, количество бумажных учебников будет сведено к минимуму, домашние задания в привычном виде исчезнут, а форма в обычных школах уйдёт в небытие.
Очень рекомендовала бы Минобразования поработать в области психологии и коммуникаций, чтобы придумать, как поднять авторитет учителей среди учеников. Не только дети учатся у взрослых. Сколько раз слышала: ученики программы в компьютере установили, видео смонтировали, в телефоне что-то настроить учителю помогли. Вот они, настоящие коммуникации, когда дети ходят в школу не просто учиться, а обмениваться умениями и опытом.
Анатолий СВИРИДЁНОК, заведующий лабораторией Научно-исследовательского центра проблем ресурсосбережения Национальной академии наук Беларуси:
— У нас слабая подготовка специалистов, потому что лучшие кадры уезжают за границу. Идёт отток самых сильных. И здесь вопрос, как удержать тех, кто учит, и тех, кто хочет учиться.
Я всегда говорю, что хороший работник — тот, кто что-то знает и совесть не потерял. Главное — воспитание, чтобы человек человеком был и понимал, что кроме него есть и другие люди. И если тебе говорят «нет», спроси почему и постарайся исправить то, что тебя сдерживает. Школа должна воспитывать желание учиться.
Проблема и в преподавателях. Девяностые годы нам выдали плохой пакет учителей. Готовят они как могут. Читал как-то лекцию в университете, привожу формулу, напоминаю, что это проходили в школе, а в ответ — тишина. И раз основа не пошла, то и некому сейчас сделать новый подъём в образовании. Всем хочется, чтобы было лучше. Недавно в прессе читал, что какой-то артист за обучение в школе своих детей платит по три тысячи долларов в месяц за каждого. В такие школы и уходят лучшие преподаватели. Зарабатывают и другим путём. В Польше встретил семейную пару: он врач, она учительница, ездят туда постоянно. Когда им лечить и учить?
На мой взгляд, нужно пересмотреть учебные программы и количество тех предметов, которые сейчас преподают в школах и вузах. Однажды взял диплом, а там список из 70 с лишним предметов! Конечно, должен быть базовый уровень знаний, но уже в школе надо начинать подготовку кадров. Нужно смотреть наперёд, должен быть отбор, чтобы дети понимали, куда они пойдут дальше. За границей, например, компании отбирают учеников, платят за их обучение, посылают в вуз и затем принимают на работу уже подготовленных специалистов.
Инна, мама ученика 1-го и ученицы 11-го классов:
— Думаю, что нужно уменьшить нагрузку на детей: отучись в школе, а потом ещё сделай уроки дома. Нужно максимально объяснять всё в классе. Причём многое из того, что преподают в школе, в жизни не пригодится. Мне уже 38 лет, а я всё жду, когда придётся вспомнить тангенсы и котангенсы, но что-то никак. Лучше бы научили, как из 500 рублей, которые мы в среднем зарабатываем, оплатить «коммуналку», все счета и чтоб на еду осталось. Жаль, что из программы убрали то, что развивало детей: МХК, стало меньше изо и черчения. Зато добавили труды, видимо для того, чтобы шли потом на рабочие специальности, но такие специалисты появятся тогда, когда будет достойная оплата труда.
Ещё хочется, чтобы дети перестали носить тяжеленные учебники. Пусть будет два комплекта: один дома, второй — в школьных шкафчиках, как это есть в Америке.
Катя, ученица 11 класса:
— Только в 10-м классе нам говорят о том, что пора задумываться о профессии. Наверное, если бы это происходило раньше, в классе 7–8-м, было бы проще сделать важный выбор и посвящать больше времени действительно нужным предметам, как происходит во многих других странах. Сейчас же я не могу выбрать и учить только биологию. Тут многое зависит от учителя: одни поймут, что ученику его предмет сейчас не нужен, и подтянут отметку до нужного уровня, другие заставят учить.