Осенью 2017 года в военной части в Печах нашли повешенным солдата Александра Коржича. Дело о его гибели стало одним из самых громких дел о дедовщине в современной Беларуси: до него многие думали, что дедовщины в Беларуси уже нет. А после стали думать, что в каждой белорусской части избивают, унижают и доводят солдат до самоубийства.
«У нас было распаўсюджана як бы купляць падарункі»
Об этом вспоминает герой CityDog.by Максим Карпицкий, который служил в белорусской армии в 2012–2013 гг. Но чаще всего о примерах дедовщины солдаты, служившие недавно, предпочитают молчать.
Кто-то боится, кто-то не видит в дедовщине проблемы, кто-то не хочет подставлять командиров. А кто-то сначала пострадал от дедовщины – а потом сам пользовался ее преимуществами. Но иногда вспоминают: например, как парней заставляли ползать под кроватями – просто чтобы унизить.
– Нехта проста не ў стане гэта перажыць, не ў стане дачакацца нават некалькіх месяцаў, калі яго перавядуць у іншую частку. І вырашае пайсці з жыцця, – говорит Алесь Пилецкий, журналист Radio Svaboda, который много писал о «деле Коржича».
Это, безусловно, самые крайние случаи, но...
...каждый год в Беларуси происходит в среднем 4 самоубийства среди солдат. Да, в целом уровень преступности в армии снижается: уже примерно в пять раз с 1994 года. Но хотелось бы, чтобы суицидов и преступлений в армии не было вовсе. Это возможно? Смотрите видео:
Зачем это все?
«Как говорить о...» – это летний видеопроект СityDog.by. В нем мы разбираемся, как разговаривать на сложные и спорные темы, о которых многие предпочитают молчать. Мы очень хотим, чтобы больных и запретных для белорусов тем стало меньше.