Новоделы в гродненском Старом замке. Фото

В Гродно продолжается реконструкция Старого замка. Уже видно здания, которых, по словам историков, раньше здесь, может, и не было. Архитектор, ответственный за реконструкцию, объясняет, что все делается как положено, пишет Свобода.

Сейчас замок, в котором жил король Стефан Баторий, больше напоминает новодел, так как появилось много новой кладки, которой гродненцы ранее не видели и которая выглядит непривычно. Некоторые начали называть него не «замком Батория», а «замком Бочкова», по имени научного руководителя реконструкции.

Так должен выглядеть замок после реконструкции

1. Барбакан, или оборонительное сооружение

Барбакан обычно был дополнительным фортификационным сооружением на входе в замок. Из него, в частности, защищали мост. На входе в Гродненский Старый замок барбакан строят справа от ворот. Он закрывает собой галерею, соединяющую ворота и королевский дворец.

Историк Николай Волков, который занимался исследованием гродненского замка, говорит, что точных сведений о сооружение в этом месте нет. Волков ссылается на инвентарь и планы. Говорит, что на самом деле на этом месте была какая-то стена, а на ней помещения.

Однако, по его мнению, маловероятно, что это была оборонительная башня. Во-первых, Гродненский замок не строился как оборонительный, скорее как резиденция с оборонительными приспособлениями. Во-вторых, рядом были королевские покои с большими окнами, часовня, где молился король. Окна этих помещений, по описанию в инвентаре, выходили в королевский сад. То есть эта площадка больше напоминала место для отдыха. В-третьих, название «барбакан» появляется только в работах польского ученого Ярослава Войцеховского, которые изучал Старый замок в первой половине XX века. По мнению Волкова, это фантазия Войцеховского, которая не имеет под собой почвы.

«Они дают зданиям такие названия, чтобы обычные люди, которые не соображают в этом, не поняли», — полагает Волков.


Отверстия в барбакане, через которые ранее якобы стреляли по врагу

По словам главного архитектора проектов из института «Гродногражданпроект» Олега Шимборецкого, занимающийся реконструкцией Старого замка, условное название «барбакан» появилось еще в 1980-е годы для обозначения какого-то сооружения, которое не было в чистом виде барбаканом. Оно могло связывать королевские покои с часовней и другими помещениями. Связь была оформлена в виде галереи и пристройки, которая по форме сильно напоминает «барбакан». Это сооружение не выполняло чисто оборонительной функции.

Шимборецкий объяснил, что архитектура замка — переходная от замково-дворцовой архитектуры к чистой дворцовой, это компромисс между оборонительными функциями и дворцовой архитектурой.

«В этой архитектуре вы можете видеть и контрафорсы и высокие стены, и стены толщиной около 3 метров, деревянный мост, который можно было сбросить. Дворцовая архитектура не предусматривает такой толщины стен. В голове архитектора сидела мысль, что этот замок, вполне возможно, придется защищать. Хотя он и не был построен как чисто оборонительный», — говорит главный архитектор проектов.

В документах, добавляет он, есть упоминания о том, что в замке была артиллерия, хотя и не точно в этом месте. Но, по его мнению, функционально этот дворик подходит, чтобы в нем стояли пушки.

Шимборецкий говорит, что решил не ломать традиции, принятые в литературе к нему, хотя это сооружение скорее можно было бы назвать галереей. Однако в проекте и так много галерей. Чтобы не было путаницы с галереями, оставили название «барбакан».

2. Мерная изба

Это одноэтажное здание, которое можно увидеть слева во дворе старого замка. Выражение «мерная изба» взято из польскоязычных инвентарей. Как Владимир Бочков ранее говорил журналистам, там хранились инструменты для измерения, например, весы или метр.

Как поясняет Николай Волков, в переводе с польского языка «mierna izba» есть помещение среднего размера.

«То есть они сами не понимают, что строят», — возмущается историк.

По его словам, на этом месте было как минимум две «мерные избы» — ряд жилищно-хозяйственных построек для обслуги, хозяйственных работ. Они были деревянными. Археологи в этом месте фундаментов не нашли. Теперь же «мерную избу» соорудили из газосиликатных блоков и кирпича.

Шимборецкий соглашается, что «мерная изба» — это хозяйственная постройка, которая изменяла свои функциональные назначения и не обязательно использовалась для измерения.

Он пояснил, что на месте деревянной постройки решили строить кирпичную, так как нужно было где-то разместить инженерные сооружения, в том числе тепловой узел. Лучших мест не нашлось.

По словам Олега Шимборецкого, деревянные постройки на сегодня не соответствуют строительным нормам, в том числе по безопасности. Поэтому деревянные комплексы могут выноситься в отдельные формы в виде скансенов. Но на таком небольшом участке двора Старого замка нет места для деревянных пожароопасных сооружений.

«Если бы мы этого не сделали, все восстановление первой очереди не имело бы смысла. Это была бы просто оборонительная стена Лидского замка за много миллионов долларов», — говорит Олег Шымбарэцки.

3. Здание у средней башни

Это самый большой объем, который, по словам историков, придумал Бочков. Здание стоит сразу за «мерной изба», занимает площадь около ста квадратов и имеет несколько этажей в высоту. Фундаментов на этом месте археологи также не нашли. На это Бочков ранее говорил, что предыдущий каменный дом был фахверком, то есть был сделан из легких материалов, а не из камня. Очертания башни Бочков видит и на гравюре Цюндта.


Двор старого замка в Гродно. Реконструкция Павла Татарникова. Доме на ней нет. Дело видно средняя башня, далее «мерная изба», просто — ворота

Николай Волков убежден, что та постройка с гравюры Цюндта (Matthias Zündt) — это внешняя лестница, которую достроили при Батории. Она вела в королевскую баню, что располагалась в средней башни. Объем лестницы был в разы меньше, чем свежевозведенное каменное строение.

Олег Шимборецкий отметил, что граница башни со стороны двора неточная, незадокументированная. При этом она могла быть из облегченных конструкций, без фундамента. Чтобы найти ее точные границы, нужно было выполнить археологические работы на этом участке на 100%, а Минкульт не дал такого разрешения.

Он полагает, что в чертежах XVII века, которые он исследовал, есть грубые ошибки.

4. Размер башен

Башня при воротах, по словам Бочкова, будет иметь три этажа, средняя башня — четыре этажа, так как такие данные упоминаются в инвентаре. Волков считает, что этажей должно быть два и три соответственно.

Историк полагает, что Бочков добавил лишний этаж в обе башни, так как немцы и поляки, которые исследовали замок, по-другому отчисляют этажи зданий, чем белорусы.

Замок такой большой, что его восстановление решили разбить на три этапа. Сейчас идет первый, затрагивающий въездные ворота, галерею, оборонительную стену со стороны Немана, среднюю башню и часовню при ней.

Гродненской замок уникальный для Беларуси. В отличие от Мирского или Несвижского, он королевский. Это единственная сохранившаяся королевская резиденция времен Речи Посполитой после краковского Вавеля. Здесь бывали известные люди и происходили важные исторические события.

В замке хозяйничали князь Витовт, Стефан Баторий, династия Ваза. Здесь проходил каждый третий сейм Речи Посполитой. Замок значим не только для современной Беларуси, но и для Польши, и для Литвы.

 

Последние новости

Новый микрорайон на Лидской в Гродно: каким он будет и сколько там стоят квартиры
В отдельных школах под Гродно ограничились чаепитием с тортом: Во сколько родителям обошелся выпускной вечер?
В Лиде 30-летний мужчина намеренно заразил свою жену ВИЧ. Возбуждено уголовное дело
450 злотых за 61 секунду: В Польше штрафуют за невыключенный на парковке двигатель авто
Grodno.in участвует в конкурсе по выбору бренда Гродно: Портал подробно обосновал свое видение городского логотипа
В Гродно милицией уничтожено почти 2 тонны мака
Куда пропал «волковысский» клад стоимостью 100 тыс. долларов?
Женщина, которая обналичила в Гродно деньги с найденных карточек, сама пришла в милицию