Бит протеста

2019-10-22 13:32:08

В какой момент музыка может обрести политическое звучание и стать частью протеста? Прежде всего когда власть пытается запрещать музыку и мешает молодым людям наслаждаться творчеством любимых артистов. В этом можно увидеть не только конкретный запрет, но и символическое наступление государства на привычный образ жизни, свободу, творчество. Казалось бы, для власти лучший способ не противопоставлять себе музыкантов — не пытаться их запрещать. Почему же на деле запреты появляются вновь и вновь? Об этом говорили участники паблик-тока «Бит протеста: когда музыка становится политикой». Он состоялся 20 октября в екатеринбургском Ельцин Центре. Мероприятие было частью программы фестиваля Beat Weekend, который проходит в Екатеринбурге в эти дни.

Государство не зря опасается музыкантов: они как никто умеют поймать и усилить человеческие эмоции, рассказал продюсер «Теле-клуба» Семен Гальперин. По его словам, эта концертная площадка не раз сталкивалась с прямым вмешательством в ее деятельность, особенно это касалось украинских или граждански активных музыкантов в 2014 году, во время острой фазы конфликта России и Украины.

«Примерно 10% концертов были под отменой, — рассказал Гальперин. — Происходило это всегда по одной и той же схеме. Звонили из ФСБ, говорили — этот концерт надо отменить. Мои коллеги говорили: ну, чего его отменять, вот посмотрите, какие прекрасные песни. А ФСБ-шники в ответ начинали убеждать, что это вообще зло». В случае, если клуб упирался, на концерт мог приехать автобус сотрудников миграционной службы и задержать иностранных артистов, вспоминает Гальперин. По его словам, «Теле-клуб» старался сопротивляться отмене концертов в отличие от многих других клубов в регионах или в Москве.

«Сопротивляться этому тяжело, потому что экономика нашего бизнеса сложная, сложно зарабатывать деньги», — сказал Гальперин.

Есть и позитивные примеры участия государства в музыкальной сфере. Например, в Ельцин Центре, который учрежден администрацией президента РФ и поддерживается за счет бюджета, проходят концерты групп, которые слывут опальными или полузапретными. Так, группа IC3PEAK, концерты которой в прошлом запрещали в некоторых регионах России, в этом году выступает на фестивале «Слова и музыка свободы». Как рассказал директор киноконцертной программы ЕЦ Илья Смирнов, примерная программа при этом заранее согласуется с попечительским советом Центра, в который входят многие высокопоставленные государственные чиновники, а возглавляет его руководитель администрации президента Антон Вайно.

Еще один пример того, как государство может использовать популярных музыкантов в качестве «мягкой силы», увеличивающей лояльность к власти, — это фестиваль Ural Music Night, который проходит в Екатеринбурге. Это масштабное и любимое горожанами событие, включающее в себя десятки бесплатных концертов на разных площадках. На UMN выступают самые разные музыканты, в том числе те, чьи концерты иногда пытаются запрещать. На мероприятии выступали Noize MC, ЛСП, Little Big, Хаски и другие. При этом фестиваль приблизительно на треть оплачивается за счет гранта президента РФ.

Государство не вмешивается в программу фестиваля и не цензурирует выступающих, рассказала организатор Ural Music Night Наталья Шмелькова, также участвовавшая в паблик-токе. Впрочем, она вспомнила, что как раз рэпер Хаски попал в лайн-ап последнего фестиваля по совету людей, близких к администрации президента. Организаторы не возражали против такого гостя, хотя в конечном счете выступление рэпера пришлось отменить из-за переизбытка людей и угрозы их безопасности. Хаски плохо вписался в «Ночь музыки», так как его музыка агрессивна, а фестиваль старается звучать в другой тональности, считает Наталья Шмелькова.

Музыкант и поэт Наум Блик был одним из ярких участников протеста в сквере Екатеринбурга. Он рассказал, что звучавшая в сквере музыка вроде «Гражданской обороны» и «Кино» лучше всего передавала настроение и эмоции собравшихся там людей. Сам Наум Блик также выступал на концерте в поддержку протеста, который прошел в Ельцин Центре.

Александр Елсаков и Вячеслав Душин из промо-бюро «Теснота», говоря о запретах в мире музыке, вспомнили, как в Москве громили фестиваль Outline. В отличие от Тбилиси и Киева, это не сподвигло московских рейверов на протесты — может быть, потому что в нашей стране уличный протест считается чем-то запретным и строго карается государством. А может быть, потому что в московских событиях не было такого символизма, как во время грузинской «рейв-революции».

На фестивале Beat Weekend показывают два фильма, которые раскрывают тему музыки и протеста: это «Raving Riot: рейв у парламента» про грузинские молодежные протесты и «Everybody in the place» про борьбу с молодежными вечеринками в Англии 1980-х годов. 

Целиком с программой фестиваля можно ознакомиться здесь.

Партнерский материал.