В конце ноября Дон и Таганрогский залив буквально сдуло: часть воды ушла, оголив квадратные километры дна, и вскоре вернулась. Явление, по словам экспертов, носит естественный характер. Но в Дону есть более значительные и глобальные процессы — с каждым годом река мелеет.
Что происходит с главной рекой Ростова и к чему это может привести.
Почему Дон и Таганрогский залив выдуло
Начальник центра рыбохозяйственной экологии Азово-Черноморского филиала «Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии» Тимофей Барабашин рассказал, что Дон и Таганрогский залив быстро обмелели по естественным причинами. «Одной из причин служит ветер определенных направлений, так называемая „верховка“, которая сдувает воду сначала из Дона в Таганрогский залив, а потом, если ветер устойчивый и сильный, еще дальше — в Азовское море. Примерно тоже самое происходит, когда вы дуете на чай в блюдце — вода из одного края сдвигается в другой», — пояснил он.
Специалист отметил, что в этом году произошло редкое природное явление. «Насколько мне известно, события подобного рода наблюдали в 60-х годах прошлого века. Но раньше такие изменения так точно не фиксировали», — сообщил он.
По словам ученого, ветра восточного и северо-восточного направлений начали дуть 16 ноября и постепенно достигли пика через шесть-семь дней. Постепенное возвращение воды началось 24 ноября. Барабашин уточнил, что обмеление произошло из-за того, что ветра были сильными и устойчивыми на протяжении долгого времени. «Именно поэтому воду из Дона и Таганрогского залива, по факту, выдуло. Причем на достаточно большие расстояния», — сообщил начальник центра Научно-исследовательского института. По его данным, в пиковый момент, когда вода ушла от береговой линии на полтора километра, приблизительная площадь оголенного дна Таганрогского залива составила около 900 квадратных километров. «В тех местах, где вода была 2,5 метра глубиной, ее просто не осталось. Это коснулось не только Таганрогского залива, но и Миусского и Ейского лиманов», — добавил Барабашин. Собеседник сообщил, что вода уже вернулась и глубина в Дону и Таганрогском заливе практически пришла к прежним значениям.
При этом, по словам специалиста, у обмеления могут быть последствия. «Хотя основная часть рыбы ушла с водой, так как этот процесс был постепенным, а не одномоментным — не так как вы из ванной воду спускаете», — отметил начальник центра рыбохозяйственной экологии. Первым последствием он назвал возможное сокращение улова бычка в следующем году, так как эта рыба могла остаться без воды (бычок прячется в углублениях и укрытиях на дне у берегов, а наступившие морозы прихватили остатки воды в лужицах и подморозили верхний слой грунта). «И вода, которая сейчас возвращается в Таганрогский залив, будет более соленой, чем та, которая отсюда уходила. Ведь она перемешивалась с более соленой, морской водой», — назвал специалист второе последствие обмеления. Он сообщил, что при этом не было случаев гибели рыбы. «У нас есть служба мониторинга, которая постоянно контролирует этот процесс. Как только вода вернулась, мы отобрали ее пробы. Специалисты их обрабатывают, и если с водой будет что-то не так, то на сайте опубликуем информацию», — пояснил начальник центра.
В Доне — меньше воды, в Азовском море — больше соли
Помимо выдувания воды, после которого все почти вернулось в норму, в Дону и Азовском море происходят и другие процессы, более глобальные.
«Мы с вами живем в эпоху маловодья. Начиная с 2007 года наблюдается значительный спад обводненности Дона. И соответственно, мы можем сказать, что воды в Дону становится меньше», — сообщил начальник центра рыбохозяйственной экологии Азово-Черноморского филиала «Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии» Тимофей Барабашин. По его словам, причиной этому стали климатические изменения — сейчас длится период недостаточного увлажнения. «Это связано с глобальными изменениями климатической структуры: и из-за глобального потепления, и из-за долгосрочных климатических циклов протяженностью 80-120 лет. В этом году не только в Дону проблемы, но и в Волге — там было серьезное отсутствие воды», — добавил собеседник.
Как отметил эксперт, из-за обмеления Дона Азовское море становится более соленым. «Дон доставляет основную часть воды в Азовское море, и водных масс от него поступает все меньше. Поэтому, по принципу сообщающихся сосудов, в Азовское море стало больше попадать воды из Черного. Соответственно, вода в Азовском море стала более соленой», — заключил специалист. Он сообщил, что в этом году зафиксирован абсолютный рекорд солености Азовского моря за все время наблюдений.
«Последствия этих процессов будут связаны в первую очередь с перестройкой экосистемы. Виды, на которые мы традиционно привыкли полагаться на промысле, тарань и судак, раньше нагуливались в Азовском море. Но для них таких мест уже почти не осталось, море становится слишком соленым», — отметил собеседник. Он сообщил, что поэтому сокращается в море численность судака (он закрыт к промыслу) и тарани, промысел которой сокращается. «С бычком может произойти та же ситуация, осолонение Азовского моря приведет к уменьшению его запасов», — добавил Барабашин.
Вместе с тем, по словам начальника центра, в Азовском море появляются другие виды промысловых рыб, например, барабуля и ставрида. «Это черноморские виды, которых раньше не было в большом количестве в Азовском море, но сейчас они заходят. То есть идет глобальная перестройка экосистемы и меняется население промысловых видов рыб». — заключил он.
Как на это влияют люди
Директор общественной организации «Экоправо», кандидат географических наук Ирина Черкашина подтвердила, что Дон мелеет. Основной причиной она назвала климат, а хозяйственную деятельность в дельте Дона — добавочной.
«В дельту Дона стали бесконтрольно вывозить грунт, когда выбирали его из реки. На Гниловской намыт целый правый берег техногенным образом: когда чистили русло, то сбрасывали все на берег», — сообщила Черкашина. По ее словам, грунт влияет на то, как вода перемещается в Таганрогский залив и распределяется по дельте.
«Это результат того, что снижен контроль за тем, как используется русло и дельта в хозяйственной деятельности», — считает собеседница. Эколог сообщила, что раньше для вывоза грунта нужны были специальные разрешения.
Черкашина добавила, что на Дон также влияют водозаборы. «Но они все регламентированы, есть определенные квоты на то, кто может брать воду. Однако этот год, например, был сухим. И скорее всего водозабор был увеличен на полив. А полив в Таганрогском заливе и в Александровке не контролируется, потому что люди поливают огороды той водой, которая идет на водоснабжение», — рассказала директор «Экоправо». Она пояснила, что сегодня людям бы стоило переходить на капельный полив, но они привыкли поливать огороды по-старинке, из шланга.
Кроме этого, по словам Черкашиной существует проблема с чисткой реки. «Раньше были земснаряды и специальные службы, которые этим занимались. А теперь за очисткой практически никто не следит. Это поставлено на конкурентную основу, фактически экономика нас привела к тому, что природные процессы преобладают над хозяйственными (имеется ввиду обмеление Дона в ноябре )», — добавила она. По ее словам, малые реки и родники, которые питали Дон, заиливаются и исчезают, прудовое хозяйство постепенно разрушается, как и вся речная система.
по материалам RostovGazeta