Инженерное чудо родом из России: Кем на самом деле был построен «Американский» мост?

Редко встречающееся фото: строящийся «Американский» мост в поднятом состоянии. На переднем плане - действующий первый мост. Ростов-на-Дону, 1917 г. 

…Прежний однопутный и весьма сложно разводившийся мост в начале XX  века уже выглядел анахронизмом. Новый мост, сданный в эксплуатацию в 1917 году, получил наименование «Американского», так как в нем для пропуска судов была применена система разводки американского инженера Гунтера.

Разводной пролет представлял собой ферму пролетом в 62 метра, весом 729 тонн, поднимающуюся за 75 секунд на высоту около 39 метров по огромным направляющим башням. Небольшие же суда могли свободно пройти под мостом и в неразводном состоянии. 

Несмотря на «прикипевшее» к мосту название - «Американский», он был в целом спроектирован выдающимися российскими инженерами - профессором С.И. Белзецким, при участии двух других видных ученых-мостостроителей - профессоров Н.А. Белелюбского и Г.П. Передерия. А мостовые конструкции изготовил Мальцовский завод в Брянском уезде. Мост этот был первым в России железнодорожным мостом с разводной частью вертикально-подъемной конструкции. 

После сдачи в эксплуатацию нового железнодорожного моста старый простоял еще как минимум шесть лет, так как в условиях гражданской войны было, как говорится, не до него. Только после 1923 года старый мост был разобран, с использованием некоторых его хорошо сохранившихся конструкций для возведения малых мостов на строившейся тогда железнодорожной линии Сочи-Адлер. 

(Источник — Г.Л. Беленький и др. Дон — река жизни. РнД, 2005 г.)