Теперь в каждой школе рабочая неделя будет начинаться с исполнения гимна и поднятия российского флага. Уйдет понятие «образовательная услуга», учителя будут просто учить детей. Это должно повысить статус педагога и привести к повышению качества образования.
Истории России и финансовой грамотности станут обучать прямо с 1-го класса. Причем никаких отдельных уроков и дополнительных часов не появится – просто этим темам уделят больше внимания на предметах окружающего мира, математики, так что нагрузка на детей как будто не увеличится.
Активнее углубляться в историю родной страны продолжат и старшеклассники.
Дешевле для родителей станет продленка. Причем с детьми будут заниматься подготовкой домашнего задания, а не просто следить за тем, чтобы они остались целы и невредимы до прихода родителей.
Девятиклассники, которые не сдали экзамены, теперь остаются на второй год или с согласия родителей будут готовиться к пересдаче экзаменов самостоятельно.
Нововведения на этом не кончаются. Но если некоторые из них воспринимаются однозначно (удешевление продленки, безусловно, дело хорошее), то кое-что все-таки вызывает у родителей тревогу. Ведь если введут больше часов для изучения отечественной истории, значит, на какие-то темы времени оставят меньше – станут ли от этого школьники более знающими, не возрастет ли на них нагрузка еще больше, ведь выучить-то нужно будет все?
Почему девятиклассники, не сдавшие ОГЭ, должны оставаться на второй год, разве всегда только они виноваты в провале? Знаете ли вы кого-нибудь из молодежи, кому для получения аттестата в 9-м классе пришлось бы зубрить предметы еще год? Наверное, нет. Потому что долгое время система была построена таким образом, что учитель фактически не мог не выпустить ученика из школы в 9-м классе, даже если тот ничего не знал. К этому привыкли все. Почему же поплатиться придется девятиклассникам будущего учебного года?
Может быть, сначала все-таки нужно завершить эксперименты со школьными программами, убедиться, что на их основе способен получить качественные знания прежде всего ученик средних способностей, причем без потерь для здоровья – действует же у нас в стране СанПиН? Согласно новой его редакции на подготовку всех уроков в 9-м классе тратится 3,5 часа. Так ли это на самом деле? На опыте собственного ребенка, его одноклассников и знакомых знаю, что нет (если выполнять все задания, времени уходит значительно больше). Так что категоричнее, мне кажется, нужно относиться к чиновникам, которые утверждают школьные программы и учебники, и только потом – к детям.
Кстати, по поводу истории, на изучение которой сегодня сделали такой упор. Если ее изучение в школе синхронизировать с курсом литературы, наверное, это будет эффективнее – литературные образы, как правило, более яркие и запоминающиеся. Однако «Войну и мир», например, изучают в 10-м классе, а нападение Наполеона на Россию в 9-м – диссонанс.
Может, это не самый удачный пример. Но проблема разноголосицы школьных тем существует. А ее решения с начала нового учебного года пока не предвидится. А жаль, от этого страдают прежде всего сами ученики. Устрани эту проблему, тогда и со школьников, мне кажется, спрашивать можно строже.