Брестскую крепость реконструкторы защищали под Ростовом
В финале исторического представления защитники твердыни 1941 года как будто воскресли
Замок в Недвиговке внешне напоминает Брестскую крепость, и это придавало достоверности военно-исторической реконструкции.
В воскресенье в Донском военно-историческом музее (в поселке Недвиговка под Ростовом) состоялась реконструкция «Бой за Брестскую крепость», посвященная 81-й годовщине со дня начала Великой Отечественной войны — 22 июня 1941 года. Зрелище получилось красочным, поскольку в нем участвовало большое количество техники военных лет, применялась артиллерия, использовались пиротехнические эффекты. Посмотреть реконструкцию собрались сотни зрителей…
Донской военно-исторический музей, расположенный в поселке Недвиговка недалеко от Ростова, давно известен проведением реконструкций, приуроченных к событиям революции, Гражданской и Великой Отечественной войн. Благодаря обширной коллекции техники, в том числе макетов танков и бронемашин, музей давно стал настоящей Меккой киношников и просто людей, интересующихся военной историей.
Реконструкция, проводившаяся в воскресенье, 19 июня, стала необычной в том плане, что нарушила сложившуюся традицию, когда темой очередного военно-исторического шоу брались события, привязанные к Ростову или Ростовской области. На этот раз директор музея Иван Юрьевич Стреляев выбрал тему защиты Брестской крепости.
Брестская крепость была и сегодня остается примером героизма советских солдат в Великую Отечественную войну. Ее гарнизон первым принял на себя удар немецко-фашистских войск 22 июня 1941 года и стоял насмерть, поражая своим мужеством сильного и жестокого противника. Несмотря на то что Брестская крепость волею политических перемен сегодня оказалась за границей, она остается частью истории России.
Ростовчане имеют опыт воссоздания одного из самых героических и трагических эпизодов Второй мировой войны, поскольку в 2015 году они принимали участие в реконструкции обороны Брестской крепости, которая состоялась 22 июня 2015 года на Кобринском укреплении знаменитой твердыни.
Теперь же воссоздать самые первые эпизоды Великой Отечественной войны предстояло на донской земле. Успеху реконструкции способствовало то, что очертания военно-исторического музея, построенного в виде замка, отдаленно напоминают очертания Брестской крепости.
Многие удивляются, увидев настоящий замок-крепость недалеко от Ростова
Связь далекой, казалось бы, Брестской крепости с Ростовом и ростовчанами существует, и она прослеживается в биографии полковника МВД Николая Максимовича Сайко, который в 50-х был помощником писателя Сергея Смирнова в то время, когда тот работал над сбором материала для своей знаменитой книги «Герои Брестской крепости».
Люди постарше помнят передачи по радио и телевидению, в которых рассказывалось, как была открыта тогда малоизвестная страница Великой Отечественной. Писатель Сергей Сергеевич Смирнов проделал гигантскую исследовательскую и поисковую работу. А помогал ему в те годы паренек в солдатской форме — ростовчанин Коля Сайко, который проходил срочную военную службу в Бресте. Позже он рассказал эту историю корреспонденту «Вечернего Ростова».
У многих ростовчан с Брестом связана военная судьба дедов и прадедов, воевавших в Великую Отечественную. Так, например, перед началом реконструкции председатель Ростовского отделения Российского военно-исторического общества Александр Анатольевич Резванов показал корреспонденту «Вечернего Ростова» фотографию своего родного деда (по материнской линии) Ивана Алексеевича Игнатьева.
В июне 1941-го сержант Игнатьев служил в воинском гарнизоне города Бреста, а когда напали немцы — защищал железнодорожный вокзал. Ему вместе с горсткой товарищей с боем удалось вырваться из города. Он примкнул к партизанам, потом попал в плен. Бежал, прошел через фильтрационный лагерь, вернулся в действующую армию и закончил войну в Германии.
И это — лишь одна из многих судеб, оказавшихся связанными в первый день войны с самым западным городом Советского Союза.
Комментировал ход событий военный историк, руководитель поискового объединения «Миус-фронт» Андрей Кудряков. Один за другим он сообщал исторические факты, многие из которых, без сомнения, были ранее неизвестны молодым людям, которые в качестве зрителей присутствовали на реконструкции.
По состоянию на 22 июня 1941 года, день внезапного вторжения на территорию СССР германских войск, в Брестской крепости располагались подразделения 17-го Брестского пограничного отряда, несколько подразделений 132-го отдельного батальона конвойных войск НКВД, а также несколько подразделений РККА, общей численностью до семи тысяч бойцов. Помимо этого, в крепости находилось несколько сотен гражданских лиц — жены и дети военнослужащих.
За несколько часов до нападения Германии на СССР наши пограничники задержали перебежчика с немецкой стороны, который хотел предупредить о надвигающейся катастрофе. Ему не поверили. И это — тоже исторический факт.
Представление началось мирной картиной: под популярную в сороковые мелодию «Рио-Рита» гуляют люди, танцуют влюбленные пары. Внезапно на площадке появляются фашисты и стреляют в мирных советских граждан.
Штурм крепости, города Бреста и захват мостов через реки Западный Буг и Мухавец были поручены 45-й пехотной дивизии вермахта (около 15 тысяч человек) с частями усиления. Противник широко применял артиллерию и авиацию, но не считал гарнизон Брестской крепости серьезным препятствием. А ее защитники решили стоять насмерть.
Сейчас ведутся споры, кто был последним из героев Брестской крепости. Известно, что 29 июня немцы сбросили на укрепления двадцать две 500-килограммовые бомбы и сверхтяжелую авиабомбу весом в 1800 килограммов, которые целиком разрушили Восточный форт. После этого сопротивление ушло под землю и продолжалось, по одним данным, почти до конца июля, по другим — до конца августа 1941 года.
Красноармейцы шли в атаку с настоящей злостью и азартом.
В 2012 году в городе Назрань (республика Ингушетия) открылся большой мемориал последнему защитнику Брестской крепости. По данным местных исследователей, им был лейтенант Умат Барханоев, погибший 20 августа 1941 года.
В романе известного советского писателя Бориса Васильева «В списках не значился» повествуется о последнем известном защитнике крепости, который погиб 12 апреля 1942 года. Сергей Смирнов в своей книге «Брестская крепость», ссылаясь на рассказ некоего очевидца, также называет дату «апрель 1942 года», не указывая имени героя.
Известный ростовский реконструктор, поэт и музыкант, педагог Виктор Чуцков тоже был в рядах защитников Брестской крепости.
Так или иначе, подвиг защитников Брестской крепости стал ярким примером мужества советских людей. О нем рассказывали школьникам, ему посвящали фильмы, книги, стихи и песни. А что сейчас?..
Военно-историческая реконструкция получилась яркой и красочной. Организаторы не пожалели холостых патронов и пиротехники. От стрельбы и взрывов то и дело закладывало уши, а поле боя застилал густой едкий дым пиротехники — к восторгу многочисленных зрителей, буквально облепивших крепостные стены.
Техника из Донского военно-исторического музея участвовала в съемках десятков отечественных исторических фильмов и сериалов.
Атака «немцев» на укрепления «защитников» была отбита ружейно-пулеметным огнем. Несколько раз гулко ухнула пушка-«сорокапятка», то и дело ударял миномет, выбрасывая сноп огня и облако порохового дыма. Немецкие танки, которые неспешно вползли на площадку и даже дали несколько выстрелов, вдруг густо задымили. Точно так же была подбита наша советская бронетехника.
Организаторы шоу обыграли эпизод, когда немцы использовали в качестве «живого щита» попавших к ним в плен жен и детей защитников крепости. На переговоры с белым флагом вышел красный командир. Он крикнул «Ложитесь!», и поверх лежащих людей «пули» полетели в немцев
Фашисты использовали как живой щит мирных людей. Как нам это знакомо по сегодняшним событиям совсем недалеко от Ростова!
Запоминающимся стал эпизод, когда защитники крепости поднялись в штыковую атаку. Это также исторический факт, он запечатлен на многочисленных живописных полотнах, в скульптурных произведениях, на кадрах художественных фильмов. А в финале все поле оказалось усеяно телами «погибших» — и немцев, и советских бойцов.
«Погибшие» советские солдаты снова встают, берут в руки оружие и становятся в строй. Им еще воевать до Победы. Это очень сильный сценарный ход военно-исторической реконструкции.
Закончилось шоу очень сильной сценой, за которую надо благодарить сценаристов. Во время Минуты молчания в память обо всех защитниках Отечества, павших в годы Великой Отечественной войны, один за другим вдруг начали медленно и безмолвно подниматься «убитые» защитники Брестской крепости.
Сперва встал знаменосец, затем автоматчик, затем — солдаты, медсестры, все те, на чьем подвиге было воспитано несколько поколений советских людей. Они стояли и молчали. Словно погибшие вернулись из небытия…
А затем прозвучал салют. Не праздничный, а траурный. Посвященный Дню памяти и скорби…
Александр ОЛЕНЕВ. Вечерний Ростов
PS
Все так привыкли смотреть и слушать всяких блогеров, которые и тут и там красят челки, надевают платьюшки и восхваляют навальщину и ЛГБТ, что казалось поколение потеряно... А вчера выпала возможность посетить такое удивительное место как Донской военно-исторический музей, посмотреть реконструкцию боевых действий 1941 года. И как то спокойнее стало на душе: пока люди помнят свое прошлое у них есть будущее.
Спасибо организаторам за проделанную работу! Спасибо Александру Оленеву за фотоотчет и репортаж
Ульяна Корнеева