3 февраля 2022 года жители х. Узяк начали массово обращаться через соцсети к СМИ и правоохранительным органам, чтобы предать огласку факту целенаправленного загрязнения территории х. Узяк мусором и донным илом, которые образуются в большом количестве в процессе производства очередного этапа дноуглубительных работ, связанных со строительством нового порта Агрохолдинга "Степь" в г. Азове.
Не Пульс , не остальные СМИ г Азова не среагировали на эту ситуацию ни как ! Хотя они все об этом знали !
Затухли в общем - "Правдолюбцы" ...
Жители винят в этом строящийся зерновой терминал
Жители небольшого хутора Узяк в Ростовской области стали замечать, что их дорогу заваливают мусором и заливают донным илом. Теперь пройти по ней можно лишь в резиновых сапогах, а проехать — только на внедорожнике. В местной администрации хуторянам пообещали помочь, но колонны грузовиков остановились лишь на сутки. Люди уверены: на них наплевали из-за того, что за этим стоит крупный агрохолдинг, строящий рядом зерновой терминал. Журналист donnews.ru выехал на место и разобрался в истории.
Ни пройти, ни проехать
В десяти километрах от Азова на берегу реки Узяк находится одноимённый хутор. В нём живёт не больше тысячи человек, в основном старики. Ведут к хутору две дороги: одна со стороны Кагальника, другая из Азова. Именно на эту дорогу, как рассказывают хуторяне, «Камазы» и стали свозить донный ил.
Алексей приобрёл здесь дачу в октябре прошлого года. Приезжал он в хутор редко, ждал, пока потеплеет. О том, что дорогу завалили донным илом, он узнал от соседей чуть больше месяца назад. Хуторские старики очень редко выходят дальше своего двора.
— Они, может, и видели, что дорогу, реку Ерик и бывшие пруды рыбопитомника дерьмом заваливают. Но куда обращаться, не знают. Тревогу забили дачники. Дорога здесь грунтовая, посыпанная битым кирпичом. Раньше жители могли спокойно пройти, а теперь разве что в рыболовных сапогах. А у одного хуторянина две коровы в этот ил провалились, трактором вытаскивали, — рассказывает Алексей.
Уже больше тридцати лет дачей в хуторе владеет Альбина Бондаренко. Она говорит, что такого безобразия ещё не видела. Первые грузовики, заляпанные илом, были замечены ещё в ноябре. Семья Альбины добирается к себе на дачу в хутор другой дорогой, поэтому грузовикам поначалу не придавали значения. А примерно через месяц соседи прислали ей видео.
— Мы эту дорогу сами делали, столько труда в неё вложили. Но в итоге сейчас какая-то катастрофа. Я сама не видела, откуда именно приезжают гружёные грузовики. Но слышала, что здесь неподалёку строят зерновой терминал, готовят основание, — говорит Бондаренко.
Как рассказывает хуторянин Сергей Глушко, один раз он остановил водителя грузовика, чтобы призвать того к ответу. Но водитель сказал, что выполняет команду начальства. Кого именно, хуторяне и так догадываются.
— У нас был рыбокомбинат, потом там участок выкупила «Степь». У них там баржи не подходят, потому что мелко. Вот они и черпают ковшом ил и свозят к нам в хутор, — говорит Глушко.
Прямых доказательств тому, что именно агрохолдинг «Степь», точнее подрядчик, занятый строительством зернового терминала, свозит ил, у хуторян нет. Всё лишь на уровне «люди говорят», «видели их грузовики» и так далее. Ситуацию прояснил глава администрации Кагальницкого сельского поселения Камо Малерян.
Грузовики остановили, но лишь на сутки
Местный житель Алексей рассказал, что 3 февраля хуторяне встретились с Камо Малеряном, понадеявшись, что он поможет остановить беспредел. На встрече глава заявил, что не знал о происходящем в хуторе. И очень удивился, что жители ему раньше ни о чём не рассказали.
— К нему действительно обращались, но он якобы разрешения не давал. Вообще, глава нам сказал, что земля не муниципальная, а федеральная, поэтому отвечать он за неё не может, — говорит Алексей.
На встречу глава должен был прийти с представителем заказчика, но тот в последний момент объявил, что болен, утверждают хуторяне. Жители переживают, что если процесс не остановить, то грузовики зальют илом и дорогу со стороны Азова, а потом и весь хутор. Они не понимают, почему нельзя взять разрешение и отвозить ил куда-то подальше от людей. Камо Малерян пообещал им, что грузовики ездить перестанут.
В этот же день в разговоре с журналистом donnews.ru глава рассказал, что дорога вообще не оформлена, так как люди прокладывали её сами. Он заявил, что ни о каком ущербе экологии речи не идёт. А пострадавшие коровы должны были пастись в специальном месте.
При этом Камо Малерян также заверил, что вывоз ила приостановлен.
— Мы вышли на подрядчика, который должен был согласовывать всё. Я ему позвонил и сказал, что так неправильно. Заказчик — «Степь», у них есть подрядчик, вот с ними я и разговаривал, — дословно сказал Камо Малерян.
Но свозить донный ил на хутор не перестали.
Справка
Агрохолдинг «Степь» входит в группу АФК «Система» российского бизнесмена Владимира Евтушенкова. Это крупнейшая несырьевая корпорация страны, владеющая, например, такими брендами, как МТС и «Детский мир». Вице-президент компании «Система» — известный ростовский предприниматель Али Узденов, он же по совместительству председатель совета директоров агрохолдинга «Степь». Холдинг занимается бизнесом по четырём направлениям: животноводство, растениеводство, интенсивное овощеводство и зернотрейдинг.
Строительство зернового терминала в Азове компания начала в 2018 году, инвестиции в проект на тот год оценивались в 1,1 млрд рублей.
Дали команду возить
В день приезда в хутор Узяк журналист donnews.ru застал очередной грузовик, сваливающий донный ил прямо на дорогу к посёлку. Дорога действительно оказалась завалена так, что можно утонуть по колено. Алексей остановил «Камаз» и спросил у водителя, кто ему дал команду. Ведь вчера же обо всём договорились?
— Не знаю. Мы наёмные. Вчера прекратили возить. Сегодня нам сказали, что всё решили. Вот и возим. Чёрт его знает, — ответил водитель «Камаза».
— Вы индивидуальный предприниматель? — уточнил Алексей.
— Нет.
— Штраф до 300 тысяч рублей на каждую машину за вот такое! Что ж вы, блин, делаете?
— Ну, сейчас скажу, чтоб звонили и разбирались.
Грузовик уехал, за ним приехал следующий. И так по кругу. Почти у всех «Камазов» илом и грязью заляпаны кузов и задние госномера. Все грузовики, возившие в тот день ил, — с кабинами оранжевого цвета.
Запомнив несколько номеров, вместе с Алексеем журналист donnews.ru решил проехать к тому самому строящемуся зерновому терминалу агрохолдинга «Степь».
По пути к терминалу нам попадается очередной грузовик. Судя по номеру, он один из тех, которые выливали ил на дорогу в Узяке. Правда, выехать он мог и из азовского морского порта, который находится рядом.
Ещё один местный житель, который дежурил возле хутора, сообщил, что только что заснял отъезжающий грузовик. А через 15 минут «Камаз» с оранжевой кабиной и с заляпанным илом кузовом заехал на зерновой терминал.
Дежурить так, по словам Алексея, местным не впервой.
В «Степи» обвинение опровергли
Журналист donnews.ru направил запрос в агрохолдинг «Степь» с просьбой прокомментировать обвинения жителей хутора Узяк. В пресс-службе агрохолдинга ответили следующее:
«Информация о том, что агрохолдинг «Степь» недобросовестно подходит к вопросам вывоза мусора или донного грунта в процессе строительства зернового терминала в Азове, не соответствует действительности».
На вопрос, есть ли у подрядчика, строящего зерновой терминал в Азове, специальная площадка, куда он должен свозить ил после дноуглубительных работ и где она находится, в агрохолдинге «Степь» не ответили.
История жителей хутора Узяк далеко не уникальная. Добиться хоть каких-то действий в таких ситуациях, как показывает практика, удаётся лишь в том случае, если поднимается шум. Пока, как говорят хуторяне, донный ил и мусор свозить перестали. Но надолго ли, неизвестно. Ведь один раз им уже пообещали, что всё прекратится. Теперь их волнует лишь один вопрос: кто приведёт в порядок дорогу и реку, которые утонули в иле.
Наталья Подольская donnews.ru
Редакция "Любимый Город" г Азов , благодарит donnews.ru за то, что не побоялись осветить эту тему .