«Республика» против переименования столицы

2019-10-08 14:00:37

Бэлла ОРЫНБЕТОВА. Фото из соцсетей


Недавно в Атырау побывали руководители нового общественного движения «Республика». С целью посетить западные регионы страны они организовали Re.TourBatis и по плану после Мангистауской области приехали в нефтяную столицу, где провели две встречи - с местными гражданскими активистами и представителями НПО. «АЖ» узнавал, каковы мотивы создания новой общественной организации, ориентирующейся в первую очередь на казахстанскую молодёжь. На наши вопросы ответила одна из руководителей «Республики» Бэлла ОРЫНБЕТОВА.

- Бэлла, расскажите об основных целях, о программе движения «Республика».

- За «Республикой» стоит молодёжь, недовольная решением о переименовании города Астана в Нур-Султан после ухода Н.Назарбаева. Но о наших политических амбициях мы объявили после июньских президентских выборов. Основными целями, внесёнными в программу движения, являются обеспечение равенства граждан перед законом, соответствие прав и свобод человека самым высоким стандартам, прозрачность и справедливость в политике и управлении страной. На сегодняшний день я не могу точно сказать, сколько у нас единомышленников, люди все еще регистрируются на нашем сайте. Помимо сайта у нас есть оффлайн поддержка, подписываются на телеграм канал,
устанавливают личные контакты.

В разговор вступил движения Галымжан ОРАЗЫМБЕТ:

- В марте в нашей стране была большая перемена, ушёл со своего поста Нурсултан Назарбаев. Конечно, мы надеялись, что будут изменения. Но уже на следующий день стало ясно, что ничего не изменится. Мы поняли, что нужны новые люди, новое поколение, новая позиция. Люди, которые выросли в старой системе, предпочитают ничего не менять, оставить все как есть. Поэтому с идеей реальных изменений около десяти человек в июне создали политическое движение «Республика». Подготовили программу – её можно прочитать в интернете, re.org.kz/ru/program. Теперь собираемся зарегистрироваться как партия и начать работу. Президентские выборы уже прошли, и мы все знаем, как они проходили. Я сам был независимым наблюдателем. К примеру, в Шымкенте на одном из избирательных участков Косанов набрал 300 голосов против 201 за Токаева. Но члены избирательной комиссии выключили свет, не уничтожив неиспользованные бюллетени, собрали их в мешки и унесли. Протокол не дали. Везде были похожие ситуации. Одной из целей нашей партии будет изменение закона «О выборах» - выборы должны проходить по мажоритарной, а не по партийной системе, парламент должен стать однопалатным. 

На прошедших выборах никто не думал или не ожидал, что независимые наблюдатели проявят высокую активность, и раскроются многие махинации на избирательных участках. Боюсь, что на следующих выборах независимых наблюдателей крепко прижмут. Во время выборов ясно было видно, сколько людей не поддерживают существующую систему. Поэтому я думаю, что мы сможем охватить не только 40 тысяч человек, необходимых для создания партии согласно Закону РК «О выборах», а много больше. Мы уверены в этом.

- Бэлла, в мае этого года несколько казахстанских активистов ездили в Париж, встретились с оппозиционерами и приняли участие в круглом столе. Среди них были и вы. И это интересно атыраусцам, вы смогли поговорить там с Бергеем Рыскалиевым?

- В ходе поездки в Париж с нами были гражданские активисты, представители партии ОСДП, а также Мади Манатбек, Абзал Куспан, Гулим Оразбаева. Здесь мы встретились и с Акежаном Кажегельдиным, и с Бергеем Рыскалиевым. Интервью с Кажегельдиным было опубликовано на канале «Республика». Отдельно провести беседу с Бергеем Рыскалиевым не получилось.

- Идет разговор, что движение «Республика» является проектом оппозиции, обосновавшейся за рубежом, что вы на это скажете?

- Мы не чей-то проект. Правда, Акежан Кажегельдин предложил нам войти в состав партии ОСДП. Мы об этом думали, посоветовались и пришли к выводу, что нам это не нужно. Потому что до сих пор партия ОСДП не смогла сделать ничего конкретного. Не изменился и её состав. Полагаем, что люди среднего и старшего возраста не в состоянии что-то серьёзно изменить в нашей стране. Поэтому мы решили создать свою партию, даже если это сложно. Конечно, нелегко. Повторюсь еще раз, мы не проект Кажегельдина, Рыскалиева или ещё кого-то.

- Вы выходите на политическую арену - очевидно, что будет какие-то давление со стороны власти или конкурентов. Насколько вы готовы? Вы мать, не боитесь ли за будущее своих детей?

- Мы осознаём все риски и готовы к любому давлению. Я и вступила на этот путь как раз потому, что беспокоюсь за будущее своих детей – хочу, чтобы они жили в цивилизованной, демократической стране.

Нургуль ХАЙРУЛЛИНА