Почему, если задуматься, так потрясло людей убийство Дениса Тена? Да, народный герой, да, жуткий случай. Но дело не только в этом. Мы все жили в иллюзии, что где-то, может быть, небезопасно, но на улицах прекрасной старой Алматы безопасно точно. И тут есть прекрасные кафе, куда можно зайти на чашку кофе, и прекрасные рестораны, где можно встретить кого-то из близких. И даже очень богатые люди вполне могли пройтись по этим улицам и заглянуть в эти кафе, потому что не станешь же ты всюду таскаться с телохранителями, это уже совсем паранойя.
И тут вдруг оказалось, что нет никакой прекрасной и благополучной старой Алматы. Что на ее улицах, рядом с ее арыками тебя точно так же могут ударить ножом представители той молодежи, которую благополучные жители Алматы предпочитали не замечать. Ударить потому, что это вот такое поколение выросло, которое не видит в убийстве ничего особенного. И ты можешь быть селебрити, чемпионом, любимцем народа, кем угодно – но ты получишь удар ножом наравне со всеми.
И происходит так потому, что казахстанская полиция, призванная охранять покой на улицах, деградировала окончательно, и совершенно не контролирует ситуацию ни в городе, ни в стране. И это давно произошло, на самом деле, по целому ряду причин, просто мы почувствовали это только тогда, когда убили народного любимца. Убили – и никто ничего с этим сделать не смог. И зеркала как снимали, так и снимают. А полицейские все так же объявляют дурацкие рейды, и воюют с молодежью с плакатами, и занимаются другой полной фигней вместо того, чтобы выполнять свою прямую задачу – делать так, что на улицах было спокойно.
А теперь вот ситуация с погибшими дунганами. И опять то же самое. Всем всегда было понятно, что в любом отдаленном районе или ауле нет никакого государства. Есть местные авторитеты, в число которых входят местный аким и местный главный полицейский, но они там далеко не самые авторитетные. И там творится все что угодно – главное, чтобы за уровень района не вышло.
Да, слухи доходили. Да, новости докатывались. Похищения невест, ставшие нормой. Убийства, вроде как отдельные, к которым никто не хотел приглядываться, чтобы не разглядеть пугающую картину. Какие-то суды странные, какие-то отъемы собственности, какие-то уголовные дела. А сейчас шарахнуло. Шарахнуло по-настоящему. Крупный, серьезный, давно зревший конфликт. И полное бессилие местных властей, явно давно и серьезно встроенных во все местные схемы, и поэтому понятия не имеющих, что делать.
Поэтому все испугались. Поэтому. Потому что почти в живую увидели идиотов на улицах, которых на этот раз не устраивают русские, корейцы, татары. Потому что стало понятно, что этот хваленый казахский интернационализм – все эти дурацкие дни единства, все эти сериалы на «Хабаре», где у главного героя-казаха обязательно есть на втором плане умный и понимающий славянский друг, все эти дебильные танцы с бубном, призванные подтвердить, что в нашей стране действительно есть некое взаимопонимание – ничто перед коррупцией. Ничто. Ничто перед элементарным многолетним воровством, и полной неспособностью делать свою работу.
Ну что, слышащее государство – услышали наконец? Вот она, ваша коррупция, с которой вы боретесь. Не взятки на дорогах, не поборы в школах. Нет. Коррупция – это когда одни граждане вашей страны в массовом порядке убивают других. А вы с этим ничего сделать не можете. Ничего. Потому что вы слишком много лет закрывали глаза на все подряд, и думали, что пронесет. Не пронесло. Теперь это хорошо понятно. Теперь главный козырь, которым мы тридцать лет перед всем миром размахивали, ничего не стоит.
Понятно вам, слышащее государство? Понятно, в чем проблема? Понятно, что делать? Реформа МВД, всеобщая, жесткая, с тотальной чисткой всех этих местных князьков и царьков. Никаких полумер, никаких замен одних лиц на другие. Борьба с коррупцией, безжалостная, беспощадная. Настоящая.
А иначе все будет только хуже. Сейчас десять трупов – получите сто. Есть такая штука – законы исторического развития. Не хотите заниматься исправлением базовых вещей – получите Руанду и Сомали. В нашем, казахском, варианте. Под национальную музыку.
На Наурыз. Или на День единства народов. Тем, кто поднимет оружие – все равно.".
Ержан Есимханов, юрист
Сказано в facebook
Просмотров материала: 0
Комментарии