Достойная жизнь каждому!
За последние десятилетия в Казахстане сделано многое для укрепления и упрочения государственности, во внешней политике наша страна имеет прочное позитивное сальдо.
Тем не менее мы должны постоянно стремиться к тому, чтобы власть и граждане могли полнее и глубже осознавать стоящие перед страной проблемы и трудности и могли находить общие основы для совместного, созидательного и поступательного решения этих задач.
Использовать все новейшие знания и методы для установления качественно новых отношений между государством и народом, создания социального курса, политических и правовых институтов, которые бы способствовали достижению справедливости и равноправия в стране.
Сегодня дефицит свободы граждан, социальное неравноправие, экономический дисбаланс регионов, вступают в противоречие с растущими социальными потребностями граждан, желанием народа соответствовать мировым стандартам экономической и духовной жизни. А социальные и политические потребности свободы, поиск различных форм справедливости общества будут расти.
По данным доклада о глобальном благосостоянии 162 человека владеют половиной благосостояния нашей страны. Доходы подавляющего большинства населения (96,6%) не превышают 10 тысяч долларов США в год. И лишь 0,001% (а точнее - 162 человека) владеют примерно 55% от общего богатства страны.
Ради справедливости надо отметить, что это общемировая тенденция.
Концентрация ресурсов у абсолютного меньшинства волнует и мировую общественность. Экономисты, социологи, философы предлагают различные механизмы создания более гармоничного и справедливого общества с разумным балансом потребления.
Международный фон, где идут динамичные процессы отстаивания общественно-политических прав граждан (Украина, Грузия, Армения, Гонконг и т. д.), разнообразные эксперименты в сфере социальной справедливости (Финляндия, Швеция, Норвегия и т. д.), будет повсеместно влиять на умонастроения наших граждан.
Философия «слышащего государства», созданный Национальный совет являются важным инструментом не только для решения каких-либо текущих, «пожарных» вопросов функционирования государства, но и становятся площадкой, где аккумулируются различные точки зрения, альтернативные платформы для эволюционного и поступательного развития нашей страны.
Формула «разные мнения – единая нация» является базовым элементом внедрения принципов плюрализма мнений и разнообразия взглядов.
В этом контексте важным аспектом является честный и беспристрастный анализ современного состояния общественно-политических и социально-экономических процессов в нашей стране, соотношения и баланса между современным экономическим базисом и социальной надстройкой.
Мы достигли предела роста.
У каждой страны бывают пределы роста соответствующего социально-экономического базиса. В такой период, не меняя формулу поведения властей, экономическую политику и общественно-политическую надстройку, невозможно обеспечить системное развитие общества, государства. Очевидно, что со старыми инструментами экономического развития невозможно достичь новых высот для страны.
Эти поворотные моменты не означают тупик в развитии государства. Наоборот, осознание такого момента самими властями, способность властей к диалогу с обществом и гражданами, поиск совместных путей и резервов дальнейшего развития являются «лакмусовой бумагой» созидательной роли государства.
Наша страна после обретения независимости обеспечивала социально-экономический рост за счет экстенсивных экономических методов, освоения не возобновляемых природных ресурсов, продажи (приватизации) крупных сырьевых предприятий зарубежным «инвесторам», перераспределения ренты от освоения месторождений между государством и крупным (зарубежным) бизнесом.
Главным индикатором развития считался номинальный рост ВВП на душу населения. Вопрос равномерного и справедливого распределения ВВП не рассматривался. Поэтому этот рост проходил «мимо кошелька» большинства населения. Люди этот рост не чувствовали и не осязали в собственных материальных мерах. Образно говоря, есть виртуальная крупная цифра развития ВВП страны, но нет осязания его гражданами. Поэтому у большинство простых граждан растет уныние и пессимизм.
То есть, социально-экономический рост страны, основанный на старых принципах, не может удовлетворять базовые социальные и духовные потребности большинства людей. Необходимо перейти от методов экстенсивного роста к методологии интенсивного развития.
Интенсивное экономическое развитие предполагает наращивание человеческого фактора, человек и его блага должны быть солнечным сплетением всей политики. Бюджет страны, принимаемые программы и решения должны быть направлены на развитие человеческого капитала в стране.
Следует снять глубокие социальные контрасты и противоречия регионального развития в стране.
Реформы должны быть направлены на обеспечение достоинства человека и благополучия каждого гражданина страны.
Нам следует создать такой социальный порядок, в рамках которого возможно утверждение гуманистического общества, способного достичь социальной справедливости и всеобщего культурного развития всего народа.
Неравномерное распределение национальных благ приводит к системным рискам и угрозам в общественно-политической социально-духовной надстройке.
Мы имеем следующие диспропорции в общественной надстройке.
1. В стране дефицит национальной солидарности и сопричастности. Ценности казахстанцев разнонаправленные. Внутри народа усиливается процесс дезинтеграции по духовным, социальным и политическим мотивам. Этот процесс является следствием неравномерности социальной политики страны, чрезмерной диспропорции социального положения граждан.
2. Технологический образовательный уровень наших граждан находится в плачевном состоянии. За последние 30 лет, как интеллектуальная нация, мы не смогли предложить миру каких-либо значимых продуктов. Страна находится на обочине технологического оборота мирового развития.
3. Религия является одним из оплотов духовного развития любого народа, инструментом сохранения духовных скрепов нации. Тем не менее фанатичное восприятие религиозных ценностей может привести общество к различным негативным последствиям и фатальным исходам.
Если 5–7% населения воспринимают религию с фанатизмом, они способны диктовать свое «особенное» видение обустройства общества остальному абсолютному большинству. Вследствие дефицита духовной просвещенности и низкого порога образования мы находимся у опасной черты для светского характера нашей государственности. Речь идет об отрицании национального кода нашего народа.
4. Существующий экономический базис не дает возможности людям приобщиться к активной экономической деятельности. По официальным данным, в стране имеются 2,1 млн «самозанятых» людей, мы должны понимать, что большинство этих людей являются потенциальными безработными или просто сезонными работниками. К этой цифре следует прибавить признанных государством безработных граждан, численность которых официально составляет 442 тыс. человек. То есть около 30% населения исключены из экономического цикла страны.
Вот где лежит корень перманентного социального напряжения в нашей стране.
5. Вследствие социального неравноправия многие наши сограждане лишены возможности приобщения к традиционной и современной культуре.
Отсутствие возможностей приобщения граждан к историко-культурным ценностям является важным негативным фактором в общественно-политическом процессе нашей страны.
Отсутствие культурных навыков у граждан способствует повышению степени нигилизма, догматизма, нетерпимости в обществе.
Сегодня наше общество как никогда переживает не дефицит товаров и услуг, а дефицит культуры.
Нетерпимость к чужому мнению, излишняя агрессия в социальной среде, неуважение к старшим и насилие в быту – это проявления или последствия все того же дефицита культуры.
Негативные последствия такого явления испытывают на себе все сферы и структуры нашего социума.
Падение культурного уровня граждан является одним из основных последствий диспропорции экономической политики страны.
Существующий экономический базис не позволяет привлечь широкие массы к освоению народной культуры и созданию основ «культурной нации», способной решать национальную «повестку дня» на основе созидания и согласия.
Страна в новых парадигмах качественного развития.
Нынешний экономический базис, основанный на экстенсивной (безудержной и беспощадной) эксплуатации природных ресурсов и ренты от их продажи, не в состоянии обеспечить базовые условия для равномерного развития человеческого капитала в стране. Как мы видим выше, при росте номинального размера ВВП уровень человеческого развития в Казахстане падает.
Экономический базис посредством разумного перераспределения национальных благ должен быть способным менее обеспеченным слоям общества удовлетворить доступ к активной экономической деятельности, социально обделенным гражданам гарантировать достойную жизнь, всему народу равномерный допуск к национальным культурным ценностям.
Экономика должна обеспечить достойную жизнь каждому гражданину!
У нас большинство граждан крайне бедны. Согласно стандартам ООН, 19% населения страны относятся к бедным.
Бедность подрывает здоровье, работоспособность граждан, мешает государству жить мирно и счастливо. Поэтому бедность обходится государству слишком дорого!
Нам нужен поворот экономического базиса.
Надо развивать качественный человеческий ресурс. Инвестиции в человеческий ресурс явлются главным фундаментом инвестиций в будущее. Сегодня важным активом государства являются не природные ресурсы, а человеческий капитал.
Бюджет страны, принимаемые государственные программы, мировоззрение лиц, принимающих решения, должны быть направлены на решение этих задач.
Мы нуждаемся в новом мышлении в экономическом развитии, коренном изменении мировоззрения государства, капитала и общества.
Только достойная жизнь каждого гражданина страны, благополучие и счастье всех могут обеспечить повсеместное развитие страны.
В этой связи, думаю, нелишним будет привести слова Фрэнсиса Фукуямы: «Решающее значение имеет стремление к достоинству. Люди хотят, чтобы их видели так же хорошо, как и других».
Триединство прав – право на жизнь, право на собственность, право на свободу. Общественный процесс должен гарантировать этот постулат.
Вопросы уважения прав человека и достоинств граждан станут «лакмусовой бумагой» нового «общественного договора».
В прежние 29 лет независимости основные усилия государства были направлены на развитие и упрочение государственности Казахстана.
Страна укрепилась, мы признаны в мире. Это факт.
Следующие годы надо работать над повышением человеческого капитала, обеспечением достойной жизни граждан, созданием справедливого общества.
Достойные граждане, которые живут достойной жизнью, могут обечпечить устойчивое развитие страны.
Поэтому лозунг дня «Достойная жизнь каждому!».
Ерлан Саиров, политолог
За последние десятилетия в Казахстане сделано многое для укрепления и упрочения государственности, во внешней политике наша страна имеет прочное позитивное сальдо.
Тем не менее мы должны постоянно стремиться к тому, чтобы власть и граждане могли полнее и глубже осознавать стоящие перед страной проблемы и трудности и могли находить общие основы для совместного, созидательного и поступательного решения этих задач.
Использовать все новейшие знания и методы для установления качественно новых отношений между государством и народом, создания социального курса, политических и правовых институтов, которые бы способствовали достижению справедливости и равноправия в стране.
Сегодня дефицит свободы граждан, социальное неравноправие, экономический дисбаланс регионов, вступают в противоречие с растущими социальными потребностями граждан, желанием народа соответствовать мировым стандартам экономической и духовной жизни. А социальные и политические потребности свободы, поиск различных форм справедливости общества будут расти.
По данным доклада о глобальном благосостоянии 162 человека владеют половиной благосостояния нашей страны. Доходы подавляющего большинства населения (96,6%) не превышают 10 тысяч долларов США в год. И лишь 0,001% (а точнее - 162 человека) владеют примерно 55% от общего богатства страны.
Ради справедливости надо отметить, что это общемировая тенденция.
Концентрация ресурсов у абсолютного меньшинства волнует и мировую общественность. Экономисты, социологи, философы предлагают различные механизмы создания более гармоничного и справедливого общества с разумным балансом потребления.
Международный фон, где идут динамичные процессы отстаивания общественно-политических прав граждан (Украина, Грузия, Армения, Гонконг и т. д.), разнообразные эксперименты в сфере социальной справедливости (Финляндия, Швеция, Норвегия и т. д.), будет повсеместно влиять на умонастроения наших граждан.
Философия «слышащего государства», созданный Национальный совет являются важным инструментом не только для решения каких-либо текущих, «пожарных» вопросов функционирования государства, но и становятся площадкой, где аккумулируются различные точки зрения, альтернативные платформы для эволюционного и поступательного развития нашей страны.
Формула «разные мнения – единая нация» является базовым элементом внедрения принципов плюрализма мнений и разнообразия взглядов.
В этом контексте важным аспектом является честный и беспристрастный анализ современного состояния общественно-политических и социально-экономических процессов в нашей стране, соотношения и баланса между современным экономическим базисом и социальной надстройкой.
Мы достигли предела роста.
У каждой страны бывают пределы роста соответствующего социально-экономического базиса. В такой период, не меняя формулу поведения властей, экономическую политику и общественно-политическую надстройку, невозможно обеспечить системное развитие общества, государства. Очевидно, что со старыми инструментами экономического развития невозможно достичь новых высот для страны.
Эти поворотные моменты не означают тупик в развитии государства. Наоборот, осознание такого момента самими властями, способность властей к диалогу с обществом и гражданами, поиск совместных путей и резервов дальнейшего развития являются «лакмусовой бумагой» созидательной роли государства.
Наша страна после обретения независимости обеспечивала социально-экономический рост за счет экстенсивных экономических методов, освоения не возобновляемых природных ресурсов, продажи (приватизации) крупных сырьевых предприятий зарубежным «инвесторам», перераспределения ренты от освоения месторождений между государством и крупным (зарубежным) бизнесом.
Главным индикатором развития считался номинальный рост ВВП на душу населения. Вопрос равномерного и справедливого распределения ВВП не рассматривался. Поэтому этот рост проходил «мимо кошелька» большинства населения. Люди этот рост не чувствовали и не осязали в собственных материальных мерах. Образно говоря, есть виртуальная крупная цифра развития ВВП страны, но нет осязания его гражданами. Поэтому у большинство простых граждан растет уныние и пессимизм.
То есть, социально-экономический рост страны, основанный на старых принципах, не может удовлетворять базовые социальные и духовные потребности большинства людей. Необходимо перейти от методов экстенсивного роста к методологии интенсивного развития.
Интенсивное экономическое развитие предполагает наращивание человеческого фактора, человек и его блага должны быть солнечным сплетением всей политики. Бюджет страны, принимаемые программы и решения должны быть направлены на развитие человеческого капитала в стране.
Следует снять глубокие социальные контрасты и противоречия регионального развития в стране.
Реформы должны быть направлены на обеспечение достоинства человека и благополучия каждого гражданина страны.
Нам следует создать такой социальный порядок, в рамках которого возможно утверждение гуманистического общества, способного достичь социальной справедливости и всеобщего культурного развития всего народа.
Неравномерное распределение национальных благ приводит к системным рискам и угрозам в общественно-политической социально-духовной надстройке.
Мы имеем следующие диспропорции в общественной надстройке.
1. В стране дефицит национальной солидарности и сопричастности. Ценности казахстанцев разнонаправленные. Внутри народа усиливается процесс дезинтеграции по духовным, социальным и политическим мотивам. Этот процесс является следствием неравномерности социальной политики страны, чрезмерной диспропорции социального положения граждан.
2. Технологический образовательный уровень наших граждан находится в плачевном состоянии. За последние 30 лет, как интеллектуальная нация, мы не смогли предложить миру каких-либо значимых продуктов. Страна находится на обочине технологического оборота мирового развития.
3. Религия является одним из оплотов духовного развития любого народа, инструментом сохранения духовных скрепов нации. Тем не менее фанатичное восприятие религиозных ценностей может привести общество к различным негативным последствиям и фатальным исходам.
Если 5–7% населения воспринимают религию с фанатизмом, они способны диктовать свое «особенное» видение обустройства общества остальному абсолютному большинству. Вследствие дефицита духовной просвещенности и низкого порога образования мы находимся у опасной черты для светского характера нашей государственности. Речь идет об отрицании национального кода нашего народа.
4. Существующий экономический базис не дает возможности людям приобщиться к активной экономической деятельности. По официальным данным, в стране имеются 2,1 млн «самозанятых» людей, мы должны понимать, что большинство этих людей являются потенциальными безработными или просто сезонными работниками. К этой цифре следует прибавить признанных государством безработных граждан, численность которых официально составляет 442 тыс. человек. То есть около 30% населения исключены из экономического цикла страны.
Вот где лежит корень перманентного социального напряжения в нашей стране.
5. Вследствие социального неравноправия многие наши сограждане лишены возможности приобщения к традиционной и современной культуре.
Отсутствие возможностей приобщения граждан к историко-культурным ценностям является важным негативным фактором в общественно-политическом процессе нашей страны.
Отсутствие культурных навыков у граждан способствует повышению степени нигилизма, догматизма, нетерпимости в обществе.
Сегодня наше общество как никогда переживает не дефицит товаров и услуг, а дефицит культуры.
Нетерпимость к чужому мнению, излишняя агрессия в социальной среде, неуважение к старшим и насилие в быту – это проявления или последствия все того же дефицита культуры.
Негативные последствия такого явления испытывают на себе все сферы и структуры нашего социума.
Падение культурного уровня граждан является одним из основных последствий диспропорции экономической политики страны.
Существующий экономический базис не позволяет привлечь широкие массы к освоению народной культуры и созданию основ «культурной нации», способной решать национальную «повестку дня» на основе созидания и согласия.
Страна в новых парадигмах качественного развития.
Нынешний экономический базис, основанный на экстенсивной (безудержной и беспощадной) эксплуатации природных ресурсов и ренты от их продажи, не в состоянии обеспечить базовые условия для равномерного развития человеческого капитала в стране. Как мы видим выше, при росте номинального размера ВВП уровень человеческого развития в Казахстане падает.
Экономический базис посредством разумного перераспределения национальных благ должен быть способным менее обеспеченным слоям общества удовлетворить доступ к активной экономической деятельности, социально обделенным гражданам гарантировать достойную жизнь, всему народу равномерный допуск к национальным культурным ценностям.
Экономика должна обеспечить достойную жизнь каждому гражданину!
У нас большинство граждан крайне бедны. Согласно стандартам ООН, 19% населения страны относятся к бедным.
Бедность подрывает здоровье, работоспособность граждан, мешает государству жить мирно и счастливо. Поэтому бедность обходится государству слишком дорого!
Нам нужен поворот экономического базиса.
Надо развивать качественный человеческий ресурс. Инвестиции в человеческий ресурс явлются главным фундаментом инвестиций в будущее. Сегодня важным активом государства являются не природные ресурсы, а человеческий капитал.
Бюджет страны, принимаемые государственные программы, мировоззрение лиц, принимающих решения, должны быть направлены на решение этих задач.
Мы нуждаемся в новом мышлении в экономическом развитии, коренном изменении мировоззрения государства, капитала и общества.
Только достойная жизнь каждого гражданина страны, благополучие и счастье всех могут обеспечить повсеместное развитие страны.
В этой связи, думаю, нелишним будет привести слова Фрэнсиса Фукуямы: «Решающее значение имеет стремление к достоинству. Люди хотят, чтобы их видели так же хорошо, как и других».
Триединство прав – право на жизнь, право на собственность, право на свободу. Общественный процесс должен гарантировать этот постулат.
Вопросы уважения прав человека и достоинств граждан станут «лакмусовой бумагой» нового «общественного договора».
В прежние 29 лет независимости основные усилия государства были направлены на развитие и упрочение государственности Казахстана.
Страна укрепилась, мы признаны в мире. Это факт.
Следующие годы надо работать над повышением человеческого капитала, обеспечением достойной жизни граждан, созданием справедливого общества.
Достойные граждане, которые живут достойной жизнью, могут обечпечить устойчивое развитие страны.
Поэтому лозунг дня «Достойная жизнь каждому!».
Ерлан Саиров, политолог
Просмотров материала: 3