Агентство США по международному развитию (USAID) с 1 июля 2025 года официально закрыто и его функции переданы госдепартаменту США. Многие наши грантополучатели вкушали прелести сотрудничества с USAID и вели несколько программ на территории Казахстана.

Решил для себя провести анализ, был ли USAID — «мягкой силой» США в нашем регионе, или вес-таки это было влияние по жестче?

Официально, USAID в первую очередь рассматривалось и рассматривается как инструмент мягкой силы США.

Почему это мягкая сила? Очень кратко получается следующее.

Но, все же элементы «жёсткой силы» тоже присутствовали.

Вот несколько примеров по нашему региону, когда USAID вместо «пряника» применял — «кнут».

Политический фактор.

В Узбекистане (2000-е) часть проектов USAID была свёрнута из-за давления со стороны властей, которые считали агентство инструментом вмешательства во внутреннюю политику (через поддержку оппозиционных НПО и журналистов).

В Кыргызстане власти периодически обвиняли USAID в том, что он косвенно участвовал в «цветных революциях», финансируя активистов и медиа.

Геополитический фактор.

В Таджикистане и Казахстане проекты USAID по энергетике иногда рассматривались как попытка «оттянуть» страны от российских и китайских энергетических инициатив. Это придавало помощи вид жёсткого давления.

Из вышеизложенного напрашивается вывод, что USAID в своей сути – инструмент мягкой силы США, так как действует через привлечение, ценности и гуманитарные проекты. Но в ряде случаев его деятельность имела элементы «жёсткой силы» (pressure, условность помощи, политическая направленность).

Личная страничка Ғалым Байтук