В учреждении минимальной безопасности сейчас находится 100 осужденных, из них 11 женщин. Представительницы слабого пола попадают сюда в основном по статьям «мошенничество» и «кража».

Работают и возмещают ущерб

К сожалению, в последнее время за решеткой оказывается немало дам-мошенниц, бухгалтеров и продавцов, осужденных за растрату и кражи. Сроки по этим статьям существенные. За мошенничество в РК грозит до 10 лет лишения свободы. За растрату в составе преступной группы и в особо крупном размере можно лишиться свободы на 12 лет, за кражу — на 10 лет.
Перед нами стояла задача рассказать о жизни женщин за колючей проволокой.
Учреждение минимальной безопасности располагается в здании бывшей детской колонии за кондитерской фабрикой. Снаружи здесь все выглядит как обычно: наблюдательная вышка, колючая проволока, высокий бетонный забор и огромные железные ворота. Здание 1968 года постройки.
Как рассказал заместитель начальника РГУ «Учреждение № 9» КУИС МВД РК, капитан юстиции Арман Панабек, актюбинок после оглашения приговора направляют в учреждение средней безопасности города Атырау. Там содержатся женщины без детей.
Если в учреждение попадает беременная и рожает, ей предлагают варианты, например, передать новорожденного родственникам. Если оставить малыша на воле не с кем, он находится с матерью в колонии до наступления трехлетнего возраста. В этом случае женщину с ребенком переводят в учреждение Алматы, где для них есть условия. Последний раз беременная в закрытом учреждении города Актобе рожала в 2022 году.
Сейчас в учреждении № 9 отбывают наказание около 100 человек, из них 11 женщин. Эти представительницы слабого пола ранее находились в учреждении средней безопасности города Атырау и были переведены в Актобе, когда им оставалось отбыть меньшую часть наказания. Такое решение суды принимают в отношении тех, кто встал на путь исправления.
— Женщины и мужчины содержатся у нас отдельно, спят в разных помещениях, но прогулки проводят совместно. Днем все трудоспособные осужденные обязаны работать — это одно из ключевых условий, — объясняет Арман Панабек. — Отказ от работы считается злостным нарушением и может привести к возврату в учреждение средней безопасности.
Одни женщины трудятся внутри учреждения — в столовой или на хозяйственных работах. Другие задействованы за пределами колонии, в том числе на заводе железобетонных изделий. Мужчины, кроме того, работают на стройке и участвуют в благоустройстве города. Осужденные участвовали в строительстве Skypark в микрорайоне Алтын Орда, они помогают ТОО «NEO PLUS» убирать улицы и вывозить мусор.
Заработная плата варьируется от минимальных 85 тысяч тенге до 300–400 тысяч у сварщиков и бетонщиков. В ТОО «NEO PLUS» можно заработать до 240 тысяч тенге, загружая мусор в спецтехнику в частном секторе. Трудоустроены все.
В учреждении № 9 действуют нормы законодательства, позволяющие осужденным, находящимся в облегченных условиях, проживать за пределами колонии, то есть с семьями. В таком случае они четыре раза в месяц в установленное время приходят сюда для контроля. Для тех, кто остается проживать в учреждении, облегченные условия содержания предусматривают еженедельные краткосрочные и длительные свидания с родными.

Давала продукты в долг

Мне удалось переговорить с двумя женщинами. Лаура (имя изменено) находится в местах лишения свободы седьмой год. Сейчас ей 38 лет. Стройная, красивая, с длинной косой.
Девушка окончила среднюю школу в Актобе, выучилась на повара-кондитера и устроилась на работу. В 27 лет вышла замуж, супруг увез ее в город Кандыагаш. Там Лаура работала продавцом в продуктовом магазине.
— Среди покупателей оказались люди, которые брали продукты под расписку, — рассказывает Лаура. — Обещали вернуть деньги, но так и не пришли. Когда хозяйка магазина провела сверку, выяснилось, что в кассе не хватает почти миллиона тенге.
В отношении продавщицы возбудили уголовное дело. Родители, брат, сестра и другие родственники не смогли погасить ущерб — у всех кредиты, дети-студенты. Шесть лет Лаура провела в колонии города Атырау, где работала на швейной фабрике: шила корпе и спецодежду. Труд был тяжелым, но ущерб удалось полностью возместить.
Почти год Лаура отбывает наказание в учреждении № 9.
— Здесь совсем другие условия. Мы живем по две–три девушки в комнате, есть душ, горячая вода, стиральная машина, телевизор. По выходным можно выйти в город, сходить в баню, магазин. Каждый день утром и вечером можно позвонить домой. Бываем в парикмахерской. Мы тоже женщины и хотим хорошо выглядеть, — улыбается она.
Лаура работает разнорабочей на кухне: убирает, моет пол, чистит овощи, выполняет любую работу. Ее мечта — выйти на свободу в августе.
— Я очень раскаиваюсь в своей ошибке, усвоила этот жизненный урок. Никогда больше не встану на путь преступления, — признается она.
Несмотря на семь лет изоляции, в Лауре чувствуется внутренний стержень. Поддержка мужа помогла ей не сломаться.
— Каждые выходные он забирает меня домой в девять часов и привозит обратно в 18.00. Пока у нас нет детей, но они обязательно будут, — с уверенностью говорит женщина.
В свободное время осужденные могут учиться. Недавно Лаура получила сертификат об окончании курса по основам предпринимательства. После освобождения мечтает открыть свое дело — печь сладости на продажу.
— Желание помогать тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации, у меня сохранилось. Но теперь я буду делать это только на собственные, честно заработанные деньги, — подытожила Лаура.

Жестоко заплатила за доверие

Вторая женщина, 50-летняя Гульзира (имя изменено), меня удивила. Во всем ее образе чувствуется такт и образование. Несмотря на то, что она находится в колонии, у нее аккуратный маникюр, да и одежда подобрана со вкусом.
Гульзира — мать двоих детей, совсем недавно была хозяйкой учебного центра. Через знакомых ей предложили трудоустроить людей в крупную компанию. Она взяла деньги у нескольких человек, но выполнить обещание не смогла. На нее написали заявления в полицию: общий ущерб превысил 9 млн тенге. Гульзира получила три года лишения свободы. Полтора года провела в учреждении города Атырау, четыре месяца назад ее перевели в Актобе.
— Самым тяжелым испытанием для меня стало то, что я не смогла быть рядом с детьми в важные моменты их жизни, — плачет Гульзира. — Когда дочь окончила университет и получила диплом, когда женился сын. Из-за отбывания наказания я не смогла пойти ни на выпускной, ни на свадьбу. Чувства стыда и горечи не отпускают меня до сих пор. Это очень больно!
Сейчас женщина работает уборщицей на заводе ЖБИ с зарплатой 85 тысяч тенге. Половина суммы уходит на погашение ущерба.
— Я совершила ошибку по наивности, — раскаивается Гульзира. — Дорого заплатила за нее. Хорошо, родные поддерживают меня и ждут возвращения. За решеткой я поняла, насколько важно быть осторожной и не доверять людям без оглядки.


Татьяна ТОКАРЬ

Фото автора