Под занавес года, когда страна праздновала 80-летие Победы, а сотрудники музея 40-летие со дня открытия, землякам хочется напомнить о 100-летии Сейлхана Аскарова, неординарного человека, чья идея собрать, сохранить и передать бесценные материалы достойна книги.

Память жива, когда ее хранят

Исследователь, писатель, сценарист, журналист Сейлхан Аскаров (1925-1991) 35 лет занимался исследованием жизненного пути, подвигов и наследия воинов-казахстанцев и национальных героев.

Этот год стал годом памяти и выражения благодарности к личности Сейлхана Аскарова, посвятившего жизнь изучению подвига Алии Молдагуловой. Сегодня, когда кажется, что о ее жизни известно почти все, открывается масса материалов, свидетельствующих о ранее неизвестных фактах.

Популяризировать научно-публицистическое наследие, укрепить интерес молодежи к историко-патриотическим исследованиям и журналистике, способствовать сохранению памяти о героях Великой Отечественной войны и тех, кто хранит их подвиг в сердцах и слове, – одна из задач работы мемориального музея.

Несмотря на малознакомое для широкой общественности имя Сейлхана Аскарова, основная деятельность музея базируется на фактическом материале его трудов, зафиксированных в папках и альбомах 1960-1980-х годов. Эти подлинные документы – уникальный архив, ставший первоисточником в экскурсионной, выставочной, научно-исследовательской, культурно-массовой работе.

Вот пожелтевшие листы переписки с командиром Федором Моисеевым и однополчанами героини, праздничные позравительные открытки. Опубликованные авторские статьи поражают.

Суровые лица командиров и однополчан Алии с черно-белых фотографий передают их боевой дух и богатый жизненный опыт.

Отправлял письма Сейлхан Аскаров и авторам газетных статей о подвиге девушки-снайпера. А вот вырезки из республиканских и местных изданий, таких как «Советский экран», «Простор», «Огни Алатау», «Путь к коммунизму».

Переписка с архивами Казахстана и России приносила положительные результаты. Поиск сведений из жизни и фронтовых будней героини давал ответ на многие вопросы.

Аккуратно составленные рецензии к книге «Тополек Востока» профессора Азизы Нурмахановой свидетельствуют о тщательном изучении темы.

Афишы и приглашения к участию во Всесоюзном кинофестивале говорят об авторитете и актуальности созданных автором фильмов.

Та небольшая часть наследия Сейлхана Аскарова, которая находится в нашем фонде, содержит многочисленные материалы, но большая часть хранится в Государственном центральном архиве Республики Казахстан в городе Алматы. Среди них личные документы, награды, семейные фотографии.

По примеру брата

Сейлхан Аскаров родился 6 марта 1925 года в Шалкарском районе. Участвовал в Великой Отечественной войне. В самом ее начале шестнадцатилетним, по примеру старшего брата, вместе с другом решил сбежать на фронт. Но на полпути несостоявшихся солдат вернули домой. И только достигнув 18 лет в 1943 году, юный Сейлхан был принят в ряды Красной Армии.

Вернувшись на родину, окончил КазГУ, получил диплом журналиста. Его документальные очерки о жизни и подвиге Алии Молдагуловой и Гани Муратбаеве публиковались в газетах «Дружные ребята» и «Ленинская смена», за что автор получил звание лауреата премии Союза журналистов СССР. А также первым среди журналистов Казахстана был удостоен звания «Золотое перо».

Будучи в экспедициях по местам боевой славы, Сейлхан Аскаров вел путевые заметки и писал статьи о девушке-снайпере, оформил и зафиксировал их в трудах, составляющих золотой фонд мемориального музея.

В качестве сценариста создал 15 фильмов об исторических личностях, которые были сняты на киностудии «Казахфильм», таких как «Маншук», «Екі қарлығаш» и другие. Документальный фильм «Алия» вышел в 1968 году и был создан на основе исторических фактов, собранных юбиляром в экспедициях по боевым местам и в результате встреч с родными, педагогами и командирами Алии Молдагуловой.

В течение 35 лет автором было выпущено 400 статей и повести. Одной из лучших оказалась повесть «Шел девчонке в ту пору…», вышедшая в свет в 1972 году и опубликованная в 1975 году в сборнике «Алия». Впоследствии были изданы очерки о Гани Муратбаеве в сборниках «Правофланговые комсомола» и «Вожаки комсомола» из серии «Жизнь замечательных людей».

Кроме этого, им проделана работа по фактам пребывания нашей землячки во всесоюзной детской здравнице «Артек», где юная Алия отдыхала в 1940 году, назвав этот отдых «самым счастливым летом».

Ближе к делу

Сейлхан Аскаров организовал в Алма-Ате встречу бывших командиров, сверстниц и сокурсниц героини по снайперской школе, собрав их со всего Союза, благодаря чему по их воспоминаниям восстановлены прижизненные факты из биографии и идентифицированы некоторые несоответствия.

Исследователь многое узнал в ходе встреч с тетей Алии — Сапурой, учителями Марией Голубевой, Татьяной Суворовой, педагогом снайперской школы В. Пчелинцевым, напарницей Надеждой Матвеевой, командиром Федором Моисеевым.

В этом году фильму «Снайперы», снятому в 1985 году, исполнилось 40 лет.

Член Союза кинематографистов и журналистов Сейлхан Аскаров написал сценарий к фильму. Создателям фильма удалось подобрать блестящий актерский состав. В главной роли снялась киргизская актриса Айтурган Темирова, а также звезды советского экрана: в роли командира литовский актер Юозас Киселюс, советские и российские актрисы Вера Глаголева, Марина Яковлева и Татьяна Конюхова – в роли фронтовых подруг.

На тот момент художественный фильм стал единственно достоверным источником биографических данных о нашей землячке. В 1986 году лента стала призером на ХІХ Всесоюзном кинофестивале среднеазиатского Краснознаменного военного округа в номинации «Лучший военно-патриотический фильм».

Созданию этого фильма предшествовала двухмесячная экспедиция Сейлхана Аскарова и киргизского кинорежиссера Болотбека Шамшиева вместе с киногруппой в Монаково Новосокольнического района Псковской области и встречи с однополчанами и командирами. Документальная видеосъемка экспедиции 1985 года демонстрирует моменты возложения цветов к памятнику Алии Молдагуловой, рабочих процессов, связанных с технической стороной (экипировка и воинское снаряжение, строевая подготовка, маршировка, прицел и стрельба, ведение боевых действий и т. д.), репетиции и дубли.

Минута молчания

Консультантами фильма об Алие и событиях 1943-1944 годов периода освобождения Новосокольнического района стали ветераны войны — командир Федор Моисеев и напарница Надежда Матвеева.

Так был создан образ героини, который на экране воплотила актриса Айурган Темирова. Заслуженная артистка Киргизской ССР, Народная артистка республики Кыргызстан родилась в 1958 году в семье военных, окончила школу во Фрунзе. Профессиональное образование получила в музыкально-хореографическом училище имени М. Куренкеева, а затем в Кыргызском институте искусств имени Б. Бейшеналиевой.

Уже в 14 лет впервые снялась в фильме «Алые маки Иссык-Куля». В 1972 году на Всесоюзном кинофестивале в Тбилиси удостоена награды за лучший дебют. В 1970-1980 годах снялась в ряде фильмов киностудий «Киргизфильм» и «Казахфильм», запомнилась зрителям по главным ролям в фильмах-лауреатах Всесоюзного кинофестиваля «Волчья яма», «Белый пароход». По словам актрисы, в период съемок ей пришлось испытать некоторые сложности, начиная от технических и заканчивая погодных условий, но ролью героини она будет гордиться всегда.

Экскурсии и встречи познавательного характера дают возможность знакомить все большее количество посетителей с наследием Сейлхана Аскарова. Для этого сотрудники организуют познавательные встречи.

На одной из них дочь дяди Алии Молдагуловой Бисембая — Хабиева Ария Хабиевна — в воспоминаниях об отце рассказала о переписке 1968 года между отцом и Сейлханом Аскаровым. В письмах журналист обращается с просьбой выслать материалы об Алие: фотографии, воспоминания и точные биографические данные. Исследователь интересовался многими вопросами, касающимися даты и места рождения, родных и близких, учебных заведений и школьных годов, фронтовых будней.

Вечный творческий поиск, высокое чувство ответственности и активная гражданская позиция – вот бесценные качества скромного человека, благодаря которому мы сегодня имеем возможность опереться на подлинный фактический материал о жизни Алии Молдагуловой.

Труды Сейлхана Аскарова сданы его супругой Нуржамал в 1991 году, а привезены на тот момент сотрудником музея Еленой Калтаевой.

Саулеш ТАЖБЕНОВА,

старший научный сотрудник мемориального музея Героя Советского Союза Алии МОЛДАГУЛОВОЙ