Что такое пост, представляют все, но порой даже сами постящиеся не осознают его духовной нагрузки. С разъяснением мы обратились к священникам актюбинских приходов.

Без собственных усилий и помощи Бога ничего невозможно

Иерей Свято-Никольского кафедрального собора Роман Сайтиев – коренной актюбинец. Выпускник школы № 23 и профессионального лицея № 1, крестился через год после крещения старшего сына. Служит батюшка недавно, поэтому беседа с ним – не только о посте.

— В бытность сварщиком ТОО «Соллерс» участвовал в строительстве новых объектов на АЗХС и АЗФ. И охранником пришлось работать, и таксовать, — рассказывает о себе отец Роман. – К церкви подвел дядя жены. По его совету стал ходить на службы во Владимирский храм, много общался с настоятелем и считаю отца Димитрия Соловьева своим наставником.

В жизни ничего случайного нет, вот и у меня по Божьему промыслу однажды после литургии случилась беседа с прихожанином, который предложил работать в стоматологии, о чем я не имел представления (но навыки зубного техника освоил быстро). Сегодня не работаю в стоматологии, с Василием Черным мы кумовья и друзья, но и он стал одним из пунктов моего воцерковления.

Летом 2022-го в том же Владимирском храме недавно назначенный епископ Игнатий вдруг обратился ко мне с предложением получить духовное образование. А мы с семьей уже собирали чемоданы для переезда в другой регион. Я понимал, что предложение серьезное, что нужно принимать решение, примерно знал реакцию жены… Все было непросто – и пережить новый поворот, и учиться на богословско-миссионерском факультете Алматинской духовной семинарии. Пережили милостью божьей.

На вопрос «Что такое пост?» отец Роман ответил, что это зеркало, отражающее нас без прикрас:

— Конечно, от человека требуется решимость. Дело в том, что в церкви нет запретов, но всегда есть выбор, и раз уж ты выбрал пост, фактически становишься на путь борьбы со страстями.

Священник приводит любопытный алгоритм:

— Страсти – это зло, зло нематериально, но в человеке материализуется легко. И пост нам дан, чтобы мы вспомнили Евангелие: «Сей род изгоняется постом и молитвою». Под родом имеются в виду демоны, посылающие нам страсти и препятствующие единению с Богом. Вот почему я держу пост и призываю к нему прихожан.

В приходе отец Роман ответственен за работу с молодежью, и на просьбу рассказать об этой нагрузке провел простую параллель:

— Переживший бурную молодость, парней и девушек я понимаю хорошо, а как священник, знаю, каким путем идти, чтобы потом не было мучительно больно. Если ты осознаешь в себе некую кривизну, церковь указует, как ее выровнять.

Еще одна нагрузка иерея Романа Сайтиева – окормление немощных.

— Обычно это старые люди, которым трудно посещать богослужения и которых я посещаю на дому – исповедую, причащаю, соборую, мы беседуем, вместе молимся, — рассказывает священник. – Таких подопечных около тридцати. Есть ли проблемы?

Проблема в стойком мнении обывателя, что раз к немощному человеку зовут попа, то близок конец. Позиция неверна на корню. Судьбы и сроки у всех разные, и мы о себе не знаем ничего. Никто не скажет, продлевают ли мои посещения век человека с тяжелым диагнозом или причина в его крепком сердце. Общение на уровне духа подвластно только Господу, но знаю точно, что любая искренняя молитва до Него доходит. Как и подвиг поста.

Для обращения за помощью для немощных прихожан можно позвонить по телефону: 8-705-378-35-69.

Услышать потребности души

Для настоятеля храма Архангела Михаила и благочинного актюбинских приходов иеромонаха Киприана (Дахно) соблюдение поста – решение многогранное:

— Это не просто воздержание от пищи. Святые отцы учат, что пост – школа покаяния и трезвения, врачевство души, путь к свободе от страстей.

Святитель Василий Великий писал: «Пост – оружие против демонов, сожитель ангелов и хранитель целомудрия». Пост помогает христианину жить церковным ритмом, а не только личными чувствами, воспитывает послушание Церкви, учит соединять телесное воздержание с милосердием, молитвой и смирением. Также важно знать, что пост соразмеряется силам человека и совершается с благословения духовника. Не формальностью мы спасаемся, а стремлением к внутреннему изменению.

Все посты имеют древнее происхождение, сформировались органично, по мере углубления литургической и духовной жизни Церкви. Строгий пост, рекомендованный всем прихожанам, – традиция православной церкви, и отец Киприан дал краткий ликбез:

— Всего постов у православных четыре. Самый древний – Великий, предваряющий Пасху Христову. Корни его мы видим в Новом Завете, когда Иисус Христос ушел в пустыню и постился сорок дней. В I-III веках пост был связан с подготовкой оглашенных ко крещению, а к IV веку утвердился как общецерковный сорокадневный пост перед Пасхой.

Петров возник в первые века христианства как воздаяние Пятидесятнице (Троице) и в память апостолов Петра и Павла – в подражание апостольскому подвигу, сопровождавшемуся молитвой и воздержанием в пище.

Успенский оформился к V-VII векам и связан с особым благоговением Церкви к Божией Матери и воспоминанием Ее праведной кончины. Этот пост – образец смирения, чистоты и тихой молитвы.

Рождественский окончательно утвердился к XI-XII векам. Он – время духовной подготовки к Рождеству Христову подобно тому, как Великий готовит к Пасхе. В Рождественский пост мы становимся рядом с ветхозаветным человечеством, ждущим Мессию. В богослужениях, чтении пророков, тихих предпраздничных днях рождается особая радость – не шумная, а глубокая, как свет лампады в темном храме. И если эти сорок дней прожиты с покаянием, молитвой и хоть малым делом любви, то праздник Рождества Христова – не просто дата в календаре, а личная встреча с Богом, который вновь и вновь приходит в наш мир и в наше сердце.

Для меня Рождественский пост – время тихого внутреннего собирания. Он не так строг телесно, как Великий, но очень требователен к сердцу: эти сорок дней заставляют замедлиться, остановить суету, услышать, что происходит внутри души. Особенно остро в этот период ощущается необходимость мира с Богом и людьми. Пост напоминает, что воздержание в пище без воздержания в словах, мыслях и осуждении почти бесплодно. Потому главное усилие – хранить кротость, терпение, внимательность к ближним, умение промолчать и простить.

Во время поста у человека должны утвердиться важные духовные привычки: воздержание (умение ограничивать себя не только в пище, но и в словах, поступках), молитвенность (постоянное обращение к Богу), покаяние (внимательное отношение к своему сердцу и грехам), милосердие (забота о ближних). Если эти навыки остаются и после, значит, пост прожит не напрасно.

В радость!

— В народе нынешний пост называется еще и Филиппов, потому что начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа (27 ноября), — рассказывает диакон Свято-Никольского кафедрального собора Сергий Мешков. – Это время воздержания, время посещения храма, время особого внимания к процессу молитвы. Сам Господь постился в пустыне, крестившись от Иоанна.

В это время православные торопятся собороваться. Таинство соборования пришло к нам из евангельской поры, когда люди торопились собороваться, если болели. Это елепомазание, и во время него христианину прощались в том числе забытые грехи. Мы должны всецело уповать на милость Божью, поэтому пост – время покаяния, воздержания от суеты. Сам Господь показал собственным примером, что пост – большая радость подготовки себя через покаяние к славе Бога, к предвкушению Рождества.

В православии есть правило поста, диктующее нам условия, и, если мы обратим внимание на свои мысли, эмоции, события жизни, пройдем это время в благочестии и молитве, он достойно подготовит себя к встрече Рождества. Господь никогда не оставит нас своей милостью и вознаградит за труды. Дорогие православные, всем крепости духа, твердой веры и с постом приятным вас!

Татьяна ВИНОГРАДОВА

Фото из архива Свято-Никольского кафедрального собора города Актобе