Численность детей с ментальными нарушениями не уменьшается. При этом каждому родителю важно, чтобы его ребенок получал качественное образование в безопасном месте.

Пространство для развития

В областном центре действует всего одна специализированная школа, где такие дети могут учиться и развиваться. Желающих попасть сюда гораздо больше, чем позволяет вместимость учебного учреждения.
В тихом районе Актобе на улице Братьев Жубановых расположена областная специальная школа, где учатся дети с нарушением интеллекта. Она функционирует с 1974 года. Сначала это была вспомогательная школа, позже ее назвали коррекционной школой № 7. В этом году она стала специальной школой и получила статус областной.
С 2019 года учебное учреждение возглавляет Дина Трумова. Она пришла сюда в период, когда количество учеников значительно превышало проектную мощность, и сумела наладить процесс обучения для всех, расширив возможности учреждения.

На момент ее вступления в должность

обучалось 209 детей при проектной мощности 150 мест. После получения заключения санврачей лимит был увеличен до 191 места, однако с каждым годом становится все очевиднее, что спрос на такие школы растет. Сегодня здесь обучается 313 детей. Из них 207 посещают занятия очно, еще 106 по медицинским показаниям осваивают программу дома.
Как рассказала Дина Трумова, у них 26 классов, обучение организовано по двум адаптированным программам: облегченной и специальной. В восьми классах работают по легкой программе, ориентированной на базовое обучение грамоте, математике и элементарным навыкам. В остальных 18 классах учатся дети с умеренной умственной отсталостью, здесь упор делается на социализацию, трудовое обучение, музыкальные занятия и навыки самообслуживания. В классах с облегченной программой
обучения действует пятибалльная система оценивания, позволяющая отслеживать уровень усвоения знаний школьниками. Как пояснила директор, такая система помогает педагогам определить успехи обучаемых и вовремя скорректировать программу занятий.
С ростом числа учеников увеличились и организационные задачи. Ежедневно детей привозят на занятия и после развозят по домам три автобуса. Учебное учреждение их арендует. Детей забирают из разных районов города, даже из самых отдаленных жилых массивов.
Учебный день начинается в 8.00 и продолжается до 17.30. До обеда идут уроки, после обеда действует продленка.
– Во второй половине дня делаем упор на воспитательную и коррекционную работу, – рассказывает Дина Сагатовна. – У детей проходят занятия по творчеству, музыке, с ними работают логопед и психолог. Наши специалисты помогают ребятам развивать коммуникативные навыки, учат их самообслуживанию, социализации, элементарной бытовой самостоятельности.
По ее словам, школа постепенно становится более оснащенной и подходящей для детей с разными особенностями развития. Работают кабинеты социально-бытового самообслуживания, ЛФК, библиотека, сенсорная и игровые комнаты, медкабинет, спорт – и актовый залы, столовая.

Подготовка к будущей самостоятельности

Вместе с директором мы обходим классы. Возле одной из открытых дверей на диванчике в коридоре сидят шестеро подростков. Наступила перемена, и дети вышли из класса. Привычного общения между подростками не наблюдается, один из них что-то показывает другому на пальцах. Двое других наблюдают за нами с любопытством.
В классе учитель Анна Пирогова наводит порядок на столах учеников. Это кабинет социально-бытового обслуживания, где проходят уроки по ремеслу и хозяйственному труду.
– Это мой 10-й класс, будущие выпускники. Сейчас проходит урок ремесла. Работаем с бумагой, фетром, бусинами и бисером, учимся вырезать, клеить, создавать поделки. В классе 12 детей. На занятия стараются ходить все, пропускают только по болезни, – рассказывает преподаватель.
Перемена закончилась, дети стали возвращаться в класс, рассаживаться по местам. С некоторыми из них удается поговорить.
– Здравствуйте, – увидев меня, здоровается один из подростков.
– Это Егор. Он пришел к нам в восьмом классе. Егор – самый общительный, участвует во всех конкурсах, умеет играть на фортепиано, любит петь, – представляет ученика Анна Пирогова.
Хоть и не очень внятно, Егор старается рассказать о себе. Ему 17. Он показывает аккуратно склеенную бумажную корзинку – свое задание на уроке ремесла.
– Люблю ремесло… Хожу на пианино… Песни пою, – перечисляет он, слегка смущаясь. И тут же, словно подтверждая слова, начинает напевать: «Пусть бегут неуклюже…».
Едва он берет первую ноту, двое детей рядом начинают подпевать ему. Спев куплет песни, Егор рассказывает, что у него есть друг Расул, и показывает на мальчика, сидящего напротив него.
Расул, полностью погруженный в дело, не поднимая глаз, вырезает из цветной бумаги аккуратные колечки. Учитель говорит, что мальчик перешел к ним из общеобразовательной школы, ему тоже 17 лет.
– А у меня есть братишка, с которым мы играем в тоботов, – добавляет вдруг шестнадцатилетний Мансур.
Мальчик делится, что любит помогать маме мыть посуду. Из любимых уроков у него ИЗО и физкультура.
Директор школы Дина Сагатовна наблюдает за ними с теплой улыбкой, но ее голос становится более серьезным, когда речь заходит о будущем этих ребят.
– Это выпускной класс – десятый. Раньше у нас учились до девятого класса. Нам удалось продлить срок обучения еще на год. К сожалению, завтра после выпуска многие из этих детей останутся за бортом. Что будет с ними?
Не все могут продолжить обучение в колледже, ведь для этого нужны сопровождающие, тьюторы. К тому же колледж находится в Мартукском районе. Многие родители не отправят туда особенного ребенка. Поэтому после выпуска они остаются дома без возможности развивать навыки, которые им жизненно необходимы. Мы переживаем за каждого нашего ученика. Пока школа остается для них единственным местом, где они могут учиться, общаться и адаптироваться к жизни, – говорит она.
Анна Пирогова, рассказывая об особенностях второго предмета по хозяйственному труду, добавляет, что детей учат пользоваться электроплитой, микроволновкой, утюгом и другой бытовой техникой, которая есть в классе. Дети сами стирают, развешивают белье и гладят его. Сами готовят салаты, варят сосиски, моют посуду. Могут разогреть чайник и налить себе чай. Все это – часть подготовки к самостоятельной жизни. Необходимая бытовая техника была приобретена спонсорами – АО «ТНК «Казхром».
Во втором кабинете идет урок математики у первоклассников. Учитель Алия Акдаулетова поделилась, что класс с легкой степенью интеллектуального нарушения. Детей приняли по направлению ПМПК.
– Мы проходим обучение грамоте, счету, есть предмет «Мир вокруг нас», как «Познание мира» в общеобразовательных школах. В день по пять уроков, после обеда у них продленка. По букварю изучаем буквы, но не все ребята сразу понимают. Кто-то уже читает по слогам, кто-то только пишет отдельные буквы. К концу первого класса они должны знать алфавит и уметь читать по слогам. По математике должны будут уметь считать до пяти, – говорит Алия Акдаулетова.
По словам учителя, дети быстро забывают новый материал, поэтому занятия строятся на регулярном повторении и постепенном закреплении.
Побывали мы и на уроке физкультуры в шестом классе. Учитель Абат Калиев показал, как проходят занятия.
– Мы осваиваем самые элементарные навыки. Многие ребята не могут прыгать или правильно выполнять упражнения, всему этому учим постепенно. Если в группе появляется лидер, который делает движения уверенно, остальные начинают повторять за ним. А бывает, что дети просто стоят. Каждому требуется индивидуальное внимание, – объяснил он.
На уроках по трудовому обучению девочек учат шить и пользоваться швейной машинкой, а мальчиков – работать с инструментами. Причем мальчишки работают с настоящими станками по металлу, резаком, лобзиком, учатся забивать гвозди. Мастер Галымжан Козбаков помогает им собирать табурет, вырезать узоры по дереву, учит другим видам столярной работы, которая завтра может пригодиться им жизни.
Директор школы поясняет, что все оборудование для швейной и столярной мастерских, а также мебель для кабинетов психолога, логопеда, по музыке приобретено за счет средств фонда «Қазақстан халқына». За счет финансирования из областного бюджета другие кабинеты получили новое оснащение, также компьютеры, по которым учащиеся осваивают базовые навыки. Дети учатся самым простым действиям: включить компьютер, открыть программу, выполнить задание. Для воспитанников школы такая работа помогает развивать внимание, моторику, память, а для некоторых становится и способом общения.

Плюс 150 мест

Как отмечает Дина Сагатовна, за последние годы контингент учащихся заметно изменился. Все чаще к умственной отсталости добавляются сложности в поведении, общении и признаки аутизма. Около 70% воспитанников спецшколы не говорят или говорят ограниченно. С ними работают логопеды и психологи. На занятиях используют карточки с изображениями, жестовую коммуникацию, элементы музыкотерапии и игровые упражнения. Это помогает детям хотя бы частично выражать свои потребности: кто-то начинает произносить отдельные слоги, а кто-то учится показывать эмоции взглядом, жестом или движением.
Попасть в такую школу можно только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. Однако всех желающих принять невозможно. Только в первый класс сейчас в очереди стоит 75 детей. В этом году школе удалось набрать два первых класса с русским и казахским языками обучения, оба – по облегченной программе. В классах с умеренной программой обучается шесть детей, с легкой – десять. Поэтому набор ограничен. В начальном звене работает 11 классов: по два первых и вторых, остальные – третьи и четвертые. Многие дети пока учатся в инклюзивных классах городских школ и ждут возможности перейти сюда, когда откроется новая пристройка.
Пристройку к спецшколе начали возводить в прошлом году. К концу этого года ее планируют сдать. Рассчитана она на 150 мест. Дина Трумова отмечает, что ввод пристройки значительно расширит возможности учреждения.
– В новом корпусе светлые просторные классы, есть комнаты для отдыха и для занятий. Хотим открыть дополнительные и классы предшкольной подготовки. Дети здесь будут находиться также в течение всего рабочего дня. Поэтому для воспитанников подготовительного звена предусмотрели спальные помещения, – объяснила директор.
Дина Сагатовна надеется, что с открытием пристройки получится обновить и старое здание учебного учреждения. Со времени открытия здесь ни разу не было капитального ремонта. Когда проводился средний ремонт, были заменены кровля и система отопления. Несмотря на все усилия педагогов и других работников, старая школа нуждается в капитальном ремонте и модернизации помещений.
По сути, учебное учреждение остается единственной площадкой, где особенные дети могут развиваться в безопасной, поддерживающей и полностью адаптированной для них среде.

Айжан ШАУКУЛОВА

Фото автора