Социально-предпринимательская корпорация впервые за шесть лет добилась положительного годового финансового результата. Как этого удалось добиться и какие перемены произошли в политике компании, в интервью «АВ» рассказал заместитель председателя правления АО Ербол Сулейманов.
90 территории Индустриальной зоны освоено.
2024 год стал поворотным для АО «СПК «Актобе». По итогам аудированной финансовой отчетности, компания завершила год с чистой прибылью в размере 563,9 миллиона тенге, тогда как еще в 2023-м фиксировался убыток – 207 миллионов тенге. Это первый положительный результат за последние шесть лет.
Финансовые показатели демонстрируют уверенный рост. К слову, активы компании достигли 20,1 миллиарда тенге; выручка выросла в 6,6 раза – с 277 миллионов до 1,84 миллиарда тенге, также EBITDA (прибыль компании до вычета налогов, процентов по кредитам и амортизации – расходов на обновление активов) составила 900 миллионов тенге.
Качественный подход к аудиту
– СПК «Актобе» по итогам прошлого года вышла с прибылью. За счет чего получен такой результат?
– Положительная динамика стала возможной в том числе благодаря нашей деятельности по госпрограммам. Мы являемся операторами проекта «Ауыл аманаты» и программы поддержки агропромышленного комплекса. Плюс к этому эффективное использование денежных средств, включая проведение казначейских операций с учетом процентных ставок на рынке.
Хотя стоит отметить, что компания пока не оптимизировала расходы развития. Издержки на цифровую трансформацию составляют достаточно большую сумму. Необходимо потратиться, чтобы закупить качественную оргтехнику. Но мы в другом провели оптимизацию расходов – за год штат сотрудников сократился со 111 до 98 человек.
Нашей главной задачей является повышение доходов и сокращение расходов. Мы это делаем не на словах, а на деле.
– Но ведь до этого корпорация была убыточной и новой команде СПК досталось не самое хорошее наследство?
– Конечно, есть накопленные убытки прошлых лет, и они достаточно большие. Нужна, естественно, поддержка со стороны акционера, которым на сто процентов является областной акимат в лице управления финансов. И здесь хочу заметить, что СПК стала более качественно подходить к аудиту. Мы каждую статью раскрывали, показывали, объясняли аудиторам. От них поступило очень много рекомендаций, и сейчас корпорация работает с учетом замечаний, чтобы улучшить налоговую и бухгалтерскую отчетность.
– Получается, аудит за прошлый год завершился только недавно?
– Да, в конце мая-начале июня. Это нормальная практика. Потому что аудиторская проверка – довольно долгий и трудоемкий процесс. К тому же мы поменяли систему выбора аудитора. Если раньше в рамках государственных закупок выбиралась любая профильная компания с лицензией на проведение независимой экспертизы финансовой отчетности, то сейчас подход к этому другой.
Мы выбирали из топ-20 аудиторских компаний РК. Этот список есть на сайтах Казахстанской фондовой биржи (KASE) и Международного финансового центра «Астана». Соответственно, качество аудита изменилось.
Хотя мы говорим о почти 564 миллионах тенге чистой прибыли за 2024 год, СПК выплатит дополнительно почти 300 миллионов налогов за прошлые периоды. Почему? Потому что проведен качественный аудит, в результате которого был выявлен в том числе и неправильный финансовый учет.
На территории ИЗ успешно реализовано 17 проектов химической промышленности, производства и переработки строительных материалов.
Общий объем инвестиций – 31,85 млрд тенге.
В результате этих проектов создано 634 новых рабочих места.
Грядут перемены
– В связи с этим будут ли какие-либо изменения в политике компании?
– Конечно. Изменения произойдут, причем качественные. Мы будем разрабатывать новую учетную и налоговую политику для корпорации. Это рекомендация аудиторов. Но в целом 2024 год был переломным для СПК.
В декабре прошлого года впервые утвержден план развития на пятилетний период. Он разрабатывался с учетом Национального плана развития Республики Казахстан до 2029 года.
Мы учитывали региональную специфику. До этого провели три стратегические сессии, анкетирование. В числе респондентов – представители областного акимата как акционера, депутаты и наши контрагенты. Проводили интервью с представителями бизнеса, жителями, участниками программы «Ауыл аманаты», то есть сельскими предпринимателями.
С учетом всего этого разработали стратегию и определили четыре направления. Это устойчивое институциональное развитие, стимулирование предпринимательской активности и привлечение инвестиций в регион, проактивное участие в госпрограммах, развитии инфраструктуры области.
Пересмотрели и организационную структуру СПК. Она стала линейно-функциональной. В ней определены и разграничены роли. Теперь у нас существуют front-, back- и middle офисы.
К примеру, фронт-офис занимается работой по программе «Ауыл аманаты», с инвесторами. В целом мы базово выстроили систему корпоративного управления. Теперь любые вопросы в СПК рассматриваются и решения принимаются коллегиально с учетом анализа и экспертиз, будь то кадровые или по закупкам. Разработаны внутренние нормативные документы (ВНД), регламентирующие все процессы, которых раньше не было.
– Что это дало, если мы говорим о кредитовании через инструменты СПК?
– Повторюсь, раньше не было ВНД – кто и как принимает решение. Теперь у нас более 40 внутренних нормативных документов. Они включают инвестиционную, залоговую и политику управления рисками и безопасности, кодекс деловой этики и другое. Не секрет, что ранее были факты выдачи займов без залогового обеспечения. Теперь же мы четко понимаем, какие инструменты инвестирования и как можем применять.
– Вы оптимизировали штат компании, но, наверное, это не значит, что СПК стало закрытой для новых кандидатов на занятие тех или иных должностей?
– Конечно же, нет. Но, я считаю, мы сделали качественный конкурсный отбор персонала. Разработали кодекс деловой этики и определили для себя ценности. Самая главная из них – это люди. Мы вывели правила конкурсного отбора в несколько этапов. Каждый кандидат проходит первичный отбор с руководителем структурного подразделения, затем с HR-менеджером и в завершение с курирующим заместителем председателя правления. Если человек претендует на руководящую должность, ему предстоит беседа с председателем правления. Плюс к этому у нас внедрена система наставничества.
Также в компании налажен цифровой оборот документов. Досье по любым программам есть и в электронной форме.
Индустриальная зона
– СПК «Актобе» является управляющей компанией Индустриальной зоны. Что сделано с приходом новой команды? Какой объем инвестиций привлечен?
– Индустриальная зона – это очень хороший механизм для привлечения инвестиций с учетом ее инженерной инфраструктуры. К тому же увеличена мощность электроснабжения с трех до 29,7 мегаВатт. Мы провели полный аудит ИЗ. Сейчас на стадии расторжения три договора аренды земельных участков, так как клиенты не исполняют обязательств, то есть срывают сроки реализации инвестпроектов. Между тем существуют условия по времени – график работы. Есть такие клиенты, которые в течение года, а то и двух лет вообще ничего не сделали. Мы проводим с ними работу. Если дело не сдвигается с места, объясняем, что земля ИЗ не является частной собственностью. Есть компании, желающие зайти туда, инвестировать и работать. Раз вы ничего не делаете, освободите участки.
Ведь наша задача – получать прибыль от деятельности Индустриальной зоны. Для каждого члена совета директоров установлены конкретные целевые показатели (KPI). Кстати, за счет чистой прибыли СПК, а не на бюджетные средства, мы завершаем ремонт железнодорожных путей на территории ИЗ. На эти цели было направлено около 100 миллионов тенге.
В первой половине этого года привлечено 10,7 миллиарда тенге за счет подписания инвестсоглашений с Capital Plast KZ и «ЭкоМикс». Мы заключаем договор аренды на три года, в случае успешной реализации проекта у резидента ИЗ есть возможность выкупить этот земельный участок по кадастровой стоимости либо продлить аренду.
– Какие приоритетные направления предусмотрены для инвесторов в Индустриальной зоне?
– Переработка нефти и газа, химическая промышленность, нефтегазовое машиностроение, производство строительных материалов, нефтегазовый сервис, транспортная логистика.
– СПК кредитует предпринимательство в рамках госпрограмм. Что сделано в этом направлении?
– В 2025 году в рамках программы «Кең дала-2» мы впервые профинансировали весенне-полевые работы почти на 1,2 миллиарда тенге. Сейчас обсуждаем с нашим акционером – акиматом области – вопрос выделения миллиарда тенге в рамках региональной программы поддержки бизнеса «Өрлеу-2». Профинансировали молочную компанию «Айс» на 3,2 миллиарда тенге под 2,5 процента годовых для строительства МТФ на 800 голов.
– Спасибо за интервью.
Владимир БУРЬЯНОВ
Комментарии