Развитие племенного животноводства и безопасность на дорогах стали главными вопросами повестки дня совместного заседания постоянных комиссий областного маслихата.

Племенное животноводство: современные подходы и старые проблемы

Первой темой обсуждения стало текущее состояние племенного животноводства и вопросы эффективного использования субсидий в этой сфере.

С докладом выступил заместитель руководителя управления сельского хозяйства Айсултан Кенбейлов. Он представил подробный анализ ситуации. Так, в регионе зарегистрировано 624,9 тыс. голов крупного рогатого скота,

1 311,4 тыс. овец и коз, 377,7 тыс. лошадей и 25,8 тысячи верблюдов.

Особое внимание докладчик уделил племенной работе. По его словам, на сегодня в области насчитывается 92,9 тыс. голов племенного КРС (14,8% от общего поголовья), 189,4 тыс. племенных овец (16,1%) и 53,6 тыс. племенных лошадей (14,1%). Несмотря на объективные климатические и географические сложности, хозяйства региона демонстрируют устойчивый рост численности и качества племенного поголовья.

— Благодаря мерам господдержки за последние годы мы наблюдаем рост продуктивности. Например, если ранее сельхозпроизводители сдавали быков на откорм в возрасте 2-3 лет, то теперь, благодаря улучшению селекционной работы, живая масса бычков в возрасте 7-15 месяцев уже достигает 280-320 килограммов, — отметил Айсултан Кенбейлов.

В 2025 году на развитие племенного животноводства из бюджета было выделено 5,6 млрд тенге, из которых освоено свыше 3,1 млрд. Всего с 2021 по 2024 год в эту сферу было направлено 42,7 млрд тенге.

Также Айсултан Кенбейлов проинформировал депутатов о новых правилах субсидирования, вступивших в силу в июне. Согласно изменениям, исключены прежние формы субсидий на проведение селекционной и племенной работы. Вместо них внедрены новые меры поддержки: субсидии за реализацию молодняка с племенными свидетельствами, за продукцию шерсти, а также поддержка пчеловодов и племенного коневодства. Например, на одного реализованного бычка с племенным свидетельством предусмотрена выплата 15 000 тенге, а за килограмм шерсти высокого качества — до 200 тенге.

Однако, несмотря на позитивные изменения, ключевой проблемой, по словам докладчика, остается нехватка квалифицированных кадров:

— Сегодня в области ощущается серьезный дефицит специалистов в области селекции, генетики и племенной работы. Это системная проблема. Государство оказывает поддержку, но без подготовки специалистов отрасль не сможет развиваться в полную силу. Нам необходимо мотивировать молодежь выбирать аграрные профессии и возвращать престиж этой важной и нужной отрасли, — подчеркнул спикер.

Депутаты Самат Калдыгулов, Естай Сисенбаев, Камшат Тулеуова подняли вопросы эффективности мер поддержки предпринимателей через СПК «Актобе», затронули проблемы приема и переработки шкур, а также деятельности животноводческих палат.

По итогам обсуждения народные избранники рекомендовали продолжить работу по совершенствованию механизмов субсидирования, а также усилить профориентационную и образовательную работу среди молодежи.

Народные избранники рекомендовали управлению сельского хозяйства разработать карту развития сельскохозяйственного производства и переработки с учетом природно-климатических условий региона. Они предложили внести предложения в приказ министра сельского хозяйства РК от 15 марта 2019 года № 108 о возможности дополнительного субсидирования из местного бюджета для удешевления производства молока у владельцев фуражного поголовья от 50 голов.

Смертность снизилась, аварийность растет

Вопрос дорожной безопасности также вызвал живой отклик среди депутатов, так как ситуация с ДТП в регионе остается напряженной, несмотря на снижение числа погибших. Накануне заседания народные избранники провели рейд в различных районах Актобе, в фокусе их внимания были околошкольные территории. Итоги и предложения они озвучили стражам порядка.

По данным замначальника ДП Арданы Саймагамбетова, за первое полугодие в области произошло 1 106 дорожно-транспортных происшествий, что в 2,9 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года (382 ДТП). Число пострадавших выросло почти в три раза — с 535 до 1 591 человека. Вместе с тем число погибших снизилось на 35% — с 80 до 52. Этот парадокс объясняется как ростом количества зарегистрированных автомобилей (более 231 тысячи, из них около 10 тысяч — без регистрации), так и изменениями в юридической трактовке термина «пострадавший»: с 2024 года в эту категорию входят все граждане, получившие диагностируемые травмы на месте аварии или в больнице.

Как отметили народные избранники, статистика по жертвам ДТП остается тревожной.

— Несмотря на снижение числа смертельных случаев, общее количество аварий и пострадавших растет. Это требует комплексного подхода — от совершенствования инфраструктуры до дисциплины водителей и пешеходов, — подчеркнул депутат Серик Алипов.

Эпицентром ДТП остается Актобе. Основные причины аварий в городе: нарушение правил маневрирования, непредставление преимущества пешеходам, несоблюдение знаков и разметки, превышение скорости.

Особое беспокойство вызывает слабое освещение улиц.

На заседании были озвучены конкретные меры, которые необходимо принять для улучшения дорожной ситуации. В частности, установка приборов контроля скорости (39 новых комплексов); освещение 12 участков дорог (68 км); установка 15 приподнятых пешеходных переходов у школ и в густонаселенных зонах; реконструкция и расширение перекрестков с высоким уровнем аварийности; строительство транспортной развязки на южном объезде с пр. А. Молдагуловой; нанесение шумовых полос и установка световых индикаторов на переходах.

Тревожная динамика общего числа ДТП и пострадавших требует системных и срочных решений. Депутаты отметили, что многие ранее принятые предложения остаются невыполненными. Рекомендовано усилить работу акиматов всех уровней, обеспечить реализацию инфраструктурных проектов, а также продолжить воспитательную работу среди водителей и пешеходов.

— Безопасность на дорогах — это не только ответственность госорганов, но и вопрос культуры поведения каждого участника движения. Только совместными усилиями мы сможем снизить аварийность и сохранить человеческие жизни, — прозвучало из уст депутатов в заключение заседания.

Марина НУРАЛОВА

Фото Асылбека КАСЫМОВА