Стремление сохранить казахстанскую школу эстрадного вокала и пропагандировать творчество уроженца Мугалжарского района, композитора Бейбита Оралулы, уже в пятый раз собрало в Актобе талантливых молодых вокалистов на конкурсе «Елім менің». Параллельно поздравляли мэтра с 70-летием и 10-летием творческого центра при филармонии имени Г. Жубановой, где он растит из молодых вокалистов профессионалов эстрадного жанра.
Песни, ставшие хитами
18 конкурсантов из разных регионов Казахстана и других стран – это треть приславших заявки и претендовавших на участие.
– Прием онлайн-заявок закончился 30 мая. Спасибо нашим солистам Жулдыз Нуркасымовой и Аллабергену Жаксыбаеву за оперативное прослушивание, а областному акимату – за всестороннюю поддержку. Также благодарим партнеров – ТОО «КЕРЕГЕ-АКТОБЕ» и Ort tehnika.
С учетом пожеланий грядущим конкурсантам Жулдыз Нуркасымова прокомментировала так:
– Отсеивали по многим причинам: возраст не тот, плохое качество видео, неудачный репертуарный подход. Многие пели в микрофон, а он искажает голос. Важный пункт, который касается скорее казахстанцев: почти все выбрали «Алғашқы көктем», в то время как у мэтра сотни песен, и одна лучше другой. Еще один важный пункт, который объясняет стремление актюбинцев проводить этот конкурс (или «Дауыс», где звучат песни из репертуара Марата Айтимова). Мы преследуем сохранение и развитие традиций эстрадного вокала, заложенного Бибигуль Тулегеновой, Розой Баглановой, Нургали Нусипжановым, их продолжателями Розой Рымбаевой, Нагимой Ескалиевой, Макпал Жунусовой. Замечательные песни, какие писали Искандер Хасангалиев, Шамши Калдаяков, Асет Бейсеуов, Сейдулла Байтереков, есть у всех народов, значит, и их нужно сохранять.
Многие удивятся, узнав, что тот или иной хит написан нашим земляком, например, «Бозжорға» в исполнении группы «На-на». И звучат они в десятках стран благодаря конкурсам вокалистов. А мы добавим, что и качеству эстетического продукта. Бейбит Оралулы подтверждает, что песен у него под триста, а первая написана в 9-м классе:
– Это была реакция на первые движения души, как у всех. Далее была бурная эстрадная молодость, и в 1980-м, когда уже работал в ансамбле «Жасдаурен» в Алма-Ате в ДК железнодорожников (я его основал в 1975 году), на фестивале клубов авторской песни в Киеве квартет из «Жасдаурена» победил. Ну как победил? В финальном концерте исполнили сочиненную в процессе общения песню «Фестивальная», и она была признана лучшей. В 1982 году «Жасдаурен» выступал на XIX съезде ВЛКСМ. Замечу, что это был один из немногих ансамблей при городских ДК, поющих на казахском языке. И первые места всегда были за нами.
В личной биографии – работа в «Казахконцерте», ансамбле «Гүлдер», гастроли с Розой Баглановой в Палассовском районе Волгоградской области, сотрудничество с Таскыном Окаповым. Это он посоветовал мне взять сценический псевдоним, и Бейбит Бримгазин стал Бейбитом Оралулы. В 1997 году я и Роза Рымбаева были удостоены премии Президента РК (с этой песней она взяла Гран-при «Азия дауысы»). В течение семи лет я был в числе лауреатов казахстанского сегмента этого конкурса, в 1999-м меня признали лучшим композитором международного сегмента, а моего соратника Рената Гайсина – лучшим аранжировщиком за песню «Сен алғаш» в исполнении Алтынай Жорабаевой. Горжусь тем, что в Союз композиторов РК в 1998 году меня рекомендовали Кенес Дюсекеев и Еркегали Рахмадиев, а принимал председатель Союза Серик Еркимбеков.
Не без гордости маэстро говорит и об уроженцах Мугалжарского района, сегодня известных вокалистах:
– Конечно, самые знаменитые уроженцы Жанатурмыса – Ахмет и Газиза Жубановы. Традиция продолжается. Скажем, из Мугалжарского района – Канат Айтбаев, а также ныне покойный певец и композитор Аймурат Мажикбаев, один из победителей «Елім менің-2025» Миржан Жидебай. Помимо композиторской деятельности, воспитываю молодых вокалистов в лучших эстрадных традициях. Плотно сотрудничаю с выпускниками колледжа имени Ахмета Жубанова Азаматом Бекбергеном, Сериком Закария, Омиркулом Айниязовым. Этот же колледж окончили артистки трио «Тамсан». Омиркул считает меня своим творческим крестным отцом. Допускаю, так как в 2004-м я поехал с ним в Эстонию на конкурс, где певец стал лауреатом и поверил в себя.
На вопрос о роли композитора в судьбе артиста Омиркул Айниязов заметил, что вопрос скорее некорректный:
– Он присутствует на всех моих концертах. А сотрудничаем мы с 2003 года. Желаю наставнику крепкого здоровья и творческого долголетия.
Гость открыл конкурс хитом своего кумира «Елім-ай». Любопытно, что буквально второй конкурсант, Рахымхан Аплатон из Шымкента, исполнил эту же композицию.
Помимо Омиркула Айниязова, гостями конкурса были алматинцы – директор государственного ансамбля «Салтанат» Елубай Кенжалиев, артист НАТОБ имени Абая Есенгельды Рзин, поэт-песенник Акылбай Кулумшин. К слову сказать, Есенкельды и Акылбай тоже из Мугалжарского района.
– Песни нашего земляка диапазонные, дают исполнителю возможность показать на конкурсе собственное исполнительское мастерство, – считает Есенгельды Рзин. – Это не каждому певцу по силам, они замечательные, и сотрудничает композитор с хорошими поэтами.
Елубай Кенжалиев подчеркнул, что песни земляка весьма патриотичны:
– Прямо или подспудно слушатель понимает, что это казахская музыка, и проникается интересом к нашей культуре, а ведь ради этого живет любой мастер.
Праздник музыки
Содержательно выступили члены жюри на пресс-конференции, предварившей конкурс. Возглавлял жюри юбиляр, а вместе с ним работали уже не в первый раз доктор эстетики, культуролог Николай Текелиев (Болгария) и профессор, представитель международного фестиваля «Славянский базар в Витебске» Карлыгаш Абдикаримова. В связке с ними – народная артистка РК, профессор КазНАИ имени Т. Жургенова Нагима Ескалиева, декан факультета музыкального искусства этого же вуза Венера Алпысбаева и победитель IV «Елім менің» Азамат Бекберген.
Карлыгаш Абдикаримова заметила конкурсантам, что каждый из них уже победитель, потому что прошел жесткий отбор и попал в финал:
– Не вижу смысла сравнивать «Елім менің» с другими: у каждого свое направление и цель. Кстати, песни Бейбита звучат и на «Славянском базаре», и на других конкурсах.
Харизматичная Нагима Ескалиева поблагодарила мэтра за приглашение, а замечания озвучила с присущим ей юмором:
– Если б не Бейбит, когда б еще приехала на родину отца! Надеюсь, в следующий раз мне покажут Уил, о котором знаю по рассказам папы. Жаль, что на весьма серьезный международный конкурс пришли представители лишь газет «Актюбинский вестник» и «Ақтөбе». Песни этого композитора по силам вокалистам самого высокого уровня, которых не заботят наряд или макияж, но продумывается подача. Ничего не бойтесь! Когда меня выгоняли в двери, я лезла в окно. Выгоняли в окно – лезла в форточку, выставляли в форточку – я появлялась через подвал. В работе нужно быть фанатом. Состояние современной казахстанской эстрады ужасает, и вы движете настоящее искусство, ведь песни Бейбита петь непросто. Возьмем хотя бы «Жүрегім» с ее тремя октавами!
В тон коллегам заметил Николай Текелиев:
– Да, тенденции везде одинаковые. То, что вчера называлось андеграундом, сегодня явление официальное. Научился складывать в мелодию ля-ля-фа, уже считаешь себя композитором, но не понимаешь, что завтра тебя забудут. Это явление преходящее, остается только академический уровень и его критерии. Соглашусь, что каждый сегодняшний участник – звезда, потому что проделал серьезную работу. Замечательно, что в жюри пригласили прежнего победителя. Мы немолоды, нам нужна качественная замена, и сменяющие нас профессионалы из числа начинающих будут влиять на общественное мнение, диктовать вкусы.
Азамат Бекберген признался, что сидеть в одном ряду с экспертами столь высокого уровня волнительно, поэтому интервью дал по завершении конкурса:
– Я понял функции обеих сторон. Понял, как нужно оценивать, научился слушать досконально и выявлять особенности, над которыми трудились исполнители. Как активный участник конкурсов помню случаи, когда засуживали. Также понял, что здесь судить необъективно невозможно. Выступало много моих друзей, но помня, как больно засуживание, я был максимально беспристрастен и сосредоточен. Сегодня – время идей: невозможно удивить вокальными возможностями, наработанным мастерством. Главное — совпадение твоей оригинальной подачи с замыслом автора. И нет мелочей. Я задумался, как смог победить на прошлом конкурсе, тем более что выбрал одну из самых популярных песен – «Алғашқы көктем», ее пели артистки, после которых за нее браться страшно. Так подал ее от имени парня! А сегодня осознал, что победит тот, кто максимально подтянет песню до своего времени и его эстетических требований.
– У нас большой праздник – один из кирпичиков будущего казахстанской эстрады, – подчеркнула Венера Алпысбаева. – Я с трепетом отслеживаю культуру малой родины и с радостью отмечаю, что она в надежных руках: главным участником является молодежь, наставники у нее – из числа профессионалов, и чувствуется поддержка исполнительной власти. Браво, земляки!
– Праздник удался, праздник музыки, которую любят в Казахстане, – обратилась на закрытии заместитель руководителя управления культуры, архивов и документации Маншук Балмагамбетова.
От имени акима области Асхата Шахарова она вручила Бейбиту Оралулы юбилейный адрес и знак заслуженного деятеля Актюбинской области.
Добавим, что в тот же вечер открылся MUZIC FEST OPEN AIR-2025, уже пятый год его проводит филармония имени Г. Жубановой. После гала-концерта участников «Елім менің-2025» на сцене Өнер орталығы победители приняли участие в открытии летних музыкальных вечеров.
А дальше – Олимп
Из восемнадцати конкурсантов дипломы участников были вручены семи. Победителем в номинации «Үміт» стал Шохруххон Халимхонов из Намангана (Узбекистан); в номинации «Бибі ана» – актюбинец Аманбек Нуртай. Специальные премии юбиляра получили Акбота Сабыржанова (Талдыкорган) и Акбопе Алибекова (Тараз). Третьи места у актюбинцев Акимжана Шакирова, Мерей Самурат и астанинки Макпал Ескалиевой. Вторые места разделили актюбинец Миржан Жидебай и алматинка Камила Талгатова.
С абсолютным победителем было сложно, поэтому первое место жюри решило поделить между профессионалом из Софии (Болгария) Невеной Пейковой и студенткой КазНУИ, победительницей Baqytty Bala-2018 Наргиз Жанузаковой (Актобе).
– Песни Бейбита Оралулы очень красивые и разные, что меня и привлекает, – поделилась уроженка Таджикистана и первокурсница факультета эстрадного вокала института имени Б. Закирова (Узбекистан) Сарвиноз Хамдамова. – Пение – это моя жизнь, я уже пишу эстрадно-джазовые композиции.
Артистка филармонии Жетисуской области имени Д. Ракишева и магистрантка Жетисуского университета Акбота Сабыржанова заметила, что поет она с раннего детства, а из немалого числа любимых композиторов самые любимые – наш земляк и Бауыржан Бимахан.
Левена Пейкова поет с семи лет, Гран-при международных конкурсов у нее более двадцати, плюс серебро болгарского Х FACTOR-2015. Победительница – выпускница Национальной музыкальной школы и эстрадно-джазового факультета Нового болгарского университета. Сейчас у нее своя вокальная студия. В Казахстане певица впервые, и буквально с места – в карьер, поэтому о нашем городе у нее только восторги:
– У вас даже церковь и мечеть рядом – как в Софии. У нас на площади Толерантности пять культовых сооружений – три православных храма, мечеть и синагога. Пою я везде, куда приглашают, в том числе в молодежных клубах.
Николай Текелиев заметил, что обладательница специального приза «Елім менің-2022» Славея Иванова недавно заняла первое место в состязаниях вокалистов «Голос Болгарии».
Татьяна ВИНОГРАДОВА
Комментарии