Первые шаги в случайно выбранной профессии Талгат Суиндиков сделал в сельской больнице отдаленного района. Сегодня он возглавляет важнейшее подразделение самого большого медицинского центра области, но до сих пор считает: врач должен учиться всю жизнь и постоянно совершенствоваться.
Однажды и на всю жизнь
Дежурство в приемном покое является обязанностью каждого хирурга, но относиться к нему спокойно так и не получается. Через руки ургентных специалистов проходят десятки больных, и каждого надо тщательно осмотреть, определить причины недуга и принять то самое верное решение.
Одно из таких обычных дежурств молодого тогда еще хирурга Талгата Суиндикова начиналось привычно и не предвещало ничего необычного. Но именно оно навсегда изменило его жизнь.
«Ух ты, какая красивая! Д-а-а, на такой я бы женился», – подумал он, улыбнувшись, но тут же отогнал сторонние мысли и приступил к осмотру пациентки.
Больная жаловалась на острую боль в животе.
— Ну, тут все ясно, налицо признаки аппендицита, – после пальпации живота определил он и, успокоив больную, проводил взглядом каталку. Пациентку увезли наверх, в хирургическое отделение.
Утром, во время обхода, в отделении снова увидел ее. Девушка лежала в палате после операции. «Какая она все-таки красивая!» – снова отметил он, листая историю болезни и украдкой поглядывая на больную. Именно в тот момент понял: это та единственная, которую хочет видеть рядом с собой всю свою жизнь…
Ее звали Элина. Талгат очень внимательно ухаживал за ней, сначала как лечащий врач, затем как парень, сейчас как заботливый и любящий супруг. У них с Элиной четверо детей, один из сыновей на радость отцу живо интересуется медициной.
Тяжело в учении, легко в бою
46-летний Талгат Суиндиков родился в селе Константиновка Чингирлауского района Западно-Казахстанской области. Впоследствии семья переехала в село Маржанбулак Алгинского района. Отец работал киномехаником в сельском клубе, мать — поваром в столовой.
В детстве Талгат не проявлял особого интереса к медицине. Лишь в одиннадцатом классе, когда встал вопрос о выборе профессии, он вдруг решил стать врачом.
— Это произошло неожиданно даже для меня самого, — признается он. — Просто моментально заинтересовался — и все. Можно сказать, это был случайный выбор.
Он понимал, что семье будет непросто: отец умер, когда Талгату было всего пять лет. На дворе стоял 1995 год. Однако мама, узнав о решении сына, без колебаний его поддержала.
«Как-нибудь справимся. Если решил — учись», — твердо сказала она.
— Всем, чего я достиг в жизни, я обязан маме. Ее поддержка — не только материальная, но и моральная — значила для меня очень многое. Я это всегда ценил и ценю, — говорит Талгат Суиндиков, заместитель главного врача по хирургической работе и заведующий отделением экстренной хирургии Актюбинского медицинского центра.
Экзамены он сдал успешно и поступил в Актюбинскую государственную медицинскую академию на бесплатной основе. Вопрос с жильем тоже решился — ему предоставили место в студенческом общежитии.
— Наше село было недалеко от города, поэтому каждые выходные я ездил домой на автобусе, помогал маме по хозяйству. Мы, как и многие тогда, держали скот — это сильно выручало, потому что работы в селе уже не было: все закрылось, в том числе и столовая, где раньше работала мама, — вспоминает Талгат.
— Первые четыре года студенты академии получают общее медицинское образование. Лишь на пятом курсе каждый определяет для себя профиль.
— Еще на первом курсе понял, что хочу стать хирургом. Хотя в нашей профессии много женщин, всегда считал, что это дело настоящих мужчин, — делится собеседник.
Но прежде чем встать к операционному столу, студенту предстоит пройти серьезную подготовку и постоянно практиковаться.
— Первая практика на трупах, когда нас знакомили со строением человеческого тела, стала настоящим испытанием, — с улыбкой вспоминает он. — Не каждый может это выдержать, а тем более выполнять какие-то манипуляции с неживым телом. Тут нужна большая выдержка и хладнокровие.
Операционная сестра
В 2002 году Талгат окончил интернатуру и приступил к самостоятельной работе. За плечами были шесть лет интенсивной учебы и первая операция в областной детской больнице.
— Это была операция по удалению аппендикса, — рассказывает хирург. — Сложность заключалась в том, что это был острый аппендицит у ребенка. Но я был не один — каждого интерна курирует опытный врач, поэтому не чувствовал неуверенности.
В те времена лапароскопия только начинала развиваться, поэтому хирурги проводили полостные операции, что требовало большого мастерства и опыта.
В городских клиниках места для молодого хирурга не нашлось, и его направили в Айтекебийский район. Начинал он в больнице села Карабутак, но уже через год его перевели в районную больницу.
— Главное отличие сельской больницы от городской в том, что в глубинке врачу приходится совмещать сразу несколько профессий. Здесь ты и хирург, и травматолог, и, если нужно, даже акушер, — смеется Талгат. — Людей ведь всегда не хватает. Но это бесценный опыт. О современном оборудовании в районных больницах тогда приходилось только мечтать.
Главным врачом больницы в то время был опытный специалист Жаксылык Касымов, и Талгат многому у него научился.
— Однако больше всего знаний я получил не от коллег, а от операционной медсестры. И я был не единственным начинающим хирургом, который учился у них. В глубинке операционные медсестры работают десятилетиями и имеют колоссальный опыт, сравнимый с опытом хорошего хирурга. Мою первую операционную медсестру звали Альбина. За плечами у нее были сотни часов, проведенных в операционной. Она была для меня не просто медсестрой, а настоящим вторым ассистентом-хирургом, — с признательностью вспоминает он.
Единственному на весь район специалисту часто приходилось выезжать в отдаленные аулы и чабанские точки независимо от времени суток и погодных условий, чтобы оказать помощь на месте.
— Через три года вернулся в Актобе, — вспоминает Талгат. — И очень вовремя: для врача, который растет профессионально, крайне важно постоянно повышать квалификацию, а в условиях районной больницы это невозможно.
Через тернии к звездам
Его работу отметил известный хирург, заведующий кафедрой хирургии онкологического центра, профессор Нагашыбай Акатаев. Один из больных, которому молодой Талгат Суиндиков сделал операцию в условиях райбольницы, попал в онкологический центр, где его осмотрел профессор.
– Кто делал вам операцию? – поинтересовался он у пациента и одобрил. – Очень профессионально.
Вот так в 2005 году Суиндиков по приглашению Нагашыбая Акатаева начал работать в онкоцентре хирургом-ординатором. Через пять лет он уже работал в Актюбинском медицинском центре, а набравшись опыта и знаний, уехал в Каргалинский район, где освободилось место заведующего хирургическим отделением в райбольнице.
– Это был мой собственный выбор. Мне нужен был опыт самостоятельного руководства отдельным подразделением, – объясняет он принятое тогда решение.
Этот этап позволил получить необходимые знания и опыт. Серьезным испытанием для уже опытного врача стала пандемия. В 2021 году Талгат вернулся в медцентр в качестве заместителя главного врача по хирургической службе. Ковид стал огромным испытанием и ответственностью для всех без исключения медицинских работников. Нашему герою пришлось оперативно и в очень сжатые сроки заняться работой по организации хирургической работы в условиях карантина.
– Работы было очень много, – делится он. – Нужно было организовывать хирургические блоки, непосредственно контактировать с больными. Говорить о том, что все это было сопряжено с риском для собственного здоровья, наверное, излишне, но если не мы, то кто? Мы справились со всеми задачами и вызовами, и в этом заслуга всего медперсонала, который работал днем и ночью.
Сегодня Талгат Суиндиков работает в Актюбинском медцентре заместителем главного врача по хирургической работе и является заведующим отделением экстренной хирургии. В год он и его коллеги проводят более 1 800 операций,
1 300 из которых – экстренные. Сам он, несмотря на полную загруженность, проводит не менее 250 операций в год, как всегда, на высоком уровне. Иначе профессионалу нельзя. Конечно, никто ни от чего не застрахован, бывают разные ситуации, причины и следствия, вплоть до летального исхода. Все неудачи, как заметил мой собеседник, не проходят бесследно. Как их переживают хирурги, знают только они. Об этом не принято говорить вслух: издержки бывают даже у благородных профессий…
– Я уже упоминал, что добился успеха в жизни благодаря своей маме, которая все отдавала для того, чтобы поставить нас на ноги, – подчеркивает Суиндиков. – Но настоящим специалистом помогли стать мои наставники-коллеги. И это не только Нагашыбай Акатаев. Еще один человек, которого я с большим уважением называю своим учителем и наставником, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой хирургических болезней Базылбек Жакиев. Я и сейчас имею честь работать вместе с ним. Планов много, и очень надеюсь, что у меня хватит энергии, знаний, опыта и, самое главное, времени их реализовать.
Санат РАШ
Комментарии