Ветеран труда, государственный деятель Каиркожа Елеусизов делится воспоминаниями о годах становления государства.
— Мне довелось трудиться по двадцать лет в каждом из двух государств: с 1972 года – в народном хозяйстве СССР, с 1991-го – в независимой Республике Казахстан.
В декабре 1991 года распался Советский Союз, состоящий из 15 республик. Кризис политико-экономической системы СССР наметился в середине 1980-х: союзные республики стремились к большей автономии и независимости от власти Москвы.
Провозглашение Декларации о государственном суверенитете 25 октября 1990 года стало поворотным моментом в истории Казахстана. Говорят, без суверенитета нет страны. Именно тогда началась новая эпоха, первый шаг к независимости республики.
Казахстан сразу же решил внедрить рыночную экономику, признанную во всем мире одной из сильных. Мы в то время были неразвитой страной, поэтому 1990-е годы стали сложным периодом в истории молодого государства. Стояли архисложные задачи, так как в один момент прервались все связи, начался развал и разруха. Дефицит ощущался во всех сферах – финансовой, энергетической, промышленной и сельского хозяйства. Все решал бартер, причем дикий.
Добавьте к этому четырехзначную инфляцию, выход из рублевой зоны, поиск новых источников финансирования, массовую миграцию, нерегулируемую государственную границу и многое другое. В целом от СССР осталось тяжелое наследие, так что зарубежные аналитики в то время пророчили крах новой республике.
В те трудные годы я работал директором крупного совхоза «Победа» Октябрьского (ныне Мугалжарского) района. Основными видами деятельности хозяйства были животноводство и растениеводство. Затем был главой администрации Актюбинского района, заместителем акима области по сельскому хозяйству. Поэтому знаю не понаслышке, что пережила наша область на заре независимости. Был в гуще всех событий, реформ и преобразований, когда страна переходила от государственной собственности к частной, созданию инфраструктуры КХ, АО и ТОО.
Была приостановлена деятельность 154 колхозов и совхозов. Глубокий кризис особенно был заметен в сельскохозяйственной отрасли: отключали электроэнергию, не хватало дизтоплива, по семь-восемь месяцев задерживали зарплату, пособие, пенсию, в некоторых аулах годами не видели наличные деньги.
Если взять данные по республике, то закрылось более 130 предприятий, в результате чего свыше двух с половиной миллионов человек остались без работы. Тот период я бы назвал экстремальные 90-е. Мы не знали, как вести сельское хозяйство в новых условиях, как реализовывать реформы, проводить приватизацию и многое другое. Ведь ситуация изменилась кардинально.
Однако не сидели сложа руки. Учились, готовились, старались найти любую информацию, чтобы перейти на рыночную экономику. С начала 1990-х годов активно занимались, выезжали на учебу в общественно-политический центр при Московском горкоме компартии, где читали лекции о переходе на новую экономику академики Леонид Абалкин, Алексей Емельянов, Абил Аганбегян, доктора наук и члены-корреспонденты Академии наук СССР. Аналогичные семинары проходили в Алма-Аты. Проходили республиканские совещания работников агропромышленного комплекса, где изучали опыт других государств, таких как Россия, страны Прибалтики, Польша, Китай, Турция, соседних республик.
Обучение организовывали и у себя. Помню, на разных конференциях и совещаниях делились опытом друг с другом. По инициативе тогдашнего руководителя региона Савелия Пачина на базе санатория завода «Актюбсельмаш» открыли курсы для руководителей районного звена, то есть большое внимание уделяли специалистам среднего и низшего уровня.
Не скрою, на начальном этапе кадровый вопрос в области стоял остро, на происходящие перемены многие не реагировали. Скажу больше, некоторые выступали против реформ, чиновники уходили с должностей. И только примерно с 1995 года начал постепенно меняться кадровый состав на госслужбе, назначались энергичные, знающие, деловые. На долю акимов районов выпало много трудностей. Но кризис-менеджеры успешно преодолели сложный период. Это об их деятельности народная мудрость гласит: «Жоқтан бар жасау».
На совещаниях в Министерстве сельского хозяйства мы просили оказать финансовую поддержку, на что получали ответ: «С деньгами любой проведет реформы, а ты попробуй без денег». Мы понимали, что ситуация сложная и нет ресурсов не только в местном бюджете, но и в государственной казне.
Годы спустя могу с уверенностью сказать: мы с честью вышли из патовой ситуации, став непосредственными участниками исторических перемен. Достойно справились с тяжелой ношей и оправдали возложенные на нас надежды. Горжусь тем, что имею прямое отношение к созданию суверенного Казахстана, что в нынешних успехах есть и мой достойный вклад.
Абат КАРАТАЕВ
Фото из архива «АВ»