Шансов сменить педагогическую деятельность на другую у нее было достаточно. Но школа – это судьба, а от нее не бегут. В этом уверена учитель начальных классов Оксана Токарева.
В этом году исполнилось 27 лет с тех пор, как она впервые приняла своих первоклашек на школьной линейке. Как и для малышей с белыми бантиками, в отутюженных формах, с новыми ранцами, для нее это был первый опыт работы уже не в качестве практикантки из педагогического училища. Оборону приходилось держать самостоятельно. Диплом с отличием обязывал.
Сегодня Оксана Васильевна — успешный педагог, наставник молодых. Заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальных классов средней школы № 26 города Актобе вспоминает:
— Сейчас работу во многом облегчает компьютерная техника, а на просторах интернета ученики грамотнее нас. В годы моего студенчества дидактический (учебный) материал готовили самостоятельно. Рисование, урок труда были обязательными.
Ее первая ночь накануне 1 сентября в 1997 году напоминала сборы Золушки на бал. После вручения диплома она обила пороги всех школ, но нигде вакансий не было. За сутки до начала учебного года позвонила директор родной 16-й школы и пригласила на работу. За ночь нужно было оформить кабинет. Первый урок знаний — знакомство с детьми, родителями, беседы о стране, родном городе, школе. Важно, чтобы ученикам запомнился их первый день. Игровую наглядность, картинки, плакаты с Днем знаний подготовила с помощью канцелярских друзей: фломастеров, чернил, картона, клея. Талант и фантазия учителя вкупе со знаниями сделали свое дело.
Сегодня ее первые ученики уже сами папы и мамы, приводят детей в класс к Токаревой. Были и такие, кто находил ее через социальные сети и благодарил за уроки не только школьные, но и жизненные.
Только один раз вынуждена была Оксана Васильевна оставить профессию по вполне приятной причине рождения дочери. Но долго без работы не смогла. В арсенале уже не только диплом гуманитарного колледжа, но и Алматинского
пединститута имени Абая (ныне КНПУ имени Абая. — Прим. автора). Времена, когда работа учителя стоила ниже прожиточного минимума, что многих вынудило уйти в коммерцию, бесконечные реформы в образовании не заставили ее свернуть с выбранного пути.
— Пыталась несколько раз сменить профессию и даже поступала на экономиста — перспективно и спокойно. Курсы бухгалтера прошла. Все же математика всегда была моей сильной стороной, — вспоминает педагог. – Но, видимо, от судьбы не уйти. Пока сидела дома с дочкой-грудничком, как увижу деток 1 сентября с цветами, нарядных, не могу пересилить себя. Тянет в школу. Стоять у доски перед классом, учить правилам, буквам и цифрам – мое призвание.
Но есть в учительской работе и такие фрагменты, о которых хочется забыть, убежать за поворот, как в песне, да вот память не дает. Время на ее молодые годы выпало нелегкое. Перестройка перевернула привычный уклад людей, привыкших к стабильности. Полуголодные дети не в военное время, казалось бы, невозможны. Но школьники приходили на уроки, а вместо носков родители надевали им целлофановые пакеты. У некоторых рубашки с отрезанными наспех и неподшитыми рукавами, либо нестиранные. Разные были дети: из неблагополучных семей, социально уязвимых, но для нее это ее детки. Душа болела за каждого. Особенно, когда приходилось в детский дом оформлять. Многих Оксана Васильевна подкармливала пряниками, печеньем. Вспоминает, как дети утром приходили к ней домой и спрашивали членов семьи: «А учительница пойдет в школу?». Так и приходили вместе.
— Сейчас работают попечительские комитеты при школах, социальные педагоги. Но миссия педагога остается та же: быть не только источником знаний для ребят, но и другом, помощником. К сожалению, не все молодые задерживаются в профессии, а учить детей надо, просто любить их, без этого в профессии не состоишься, их ведь не обманешь, — рассуждает наша собеседница.
По ее словам, педагогам необходим рост, следует учиться новому, жить на опережение. В портфолио Оксаны Васильевны сертификаты, благодарственные письма, авторские и исследовательские программы. Ее ученики побеждают в предметных олимпиадах на уровне города и области. В свое время на открытые уроки молодого специалиста приезжали почтенные коллеги из районов — перенимать опыт креативного учителя.
Времена вносят коррективы. Оксана Токарева получила еще один профессиональный статус. Она заместитель директора, курирующий инклюзивное образование. В средней школе № 26 обучается более 70 детей с различными ментальными нарушениями, а значит, время выбрало ее и коллег учить детей в новом формате.
Нургуль АРИНОВА
Фото Куандыка ТУЛЕМИСОВА