Референдум по строительству АЭС в Казахстане пройдет 6 октября. Какие работники могут понадобиться для работы на электростанции, и как будут утилизироваться отходы, в случае положительного решения по результатам референдума, корреспонденту агентства Kazinform рассказал ведущий инженер ТОО «Казахстанские атомные электростанции» Асуан Сиябеков.
— Как Вы считаете, какую мощность должна иметь станция, которую построят в нашей стране? Смогут ли электропередающие сети Казахстана выдержать такую мощность?
— Мощность станции, которую сейчас планируется построить, составит 2 400-2 800 МВт. На мой взгляд, это соответствует потребностям страны в развитии стабильной и чистой энергетики. Способность энергетической системы выдержать эту нагрузку зависит от состояния сетей и их пропускной способности. Если инфраструктура будет модернизирована на соответствующем уровне, полагаю, что до окончания строительства АЭС энергосистема Казахстана будет готова к транспортировке такой мощности.
— Как специалист можете ли Вы прогнозировать, чья технология будет для нас наиболее эффективной?
— В 2019 году была проведена необязывающая маркетинговая процедура по приему технико-коммерческих предложений от ведущих компаний мира по атомным технологиям. В результате поступили предложения от 6 известных компаний 5 стран — Южной Кореи, Китая, России, США, Франции. Были предложены 13 вариантов реакторов различной мощности и конструкции. Мы рассмотрели, изучили эти предложения. По 20 критериям были отобраны наиболее переспективные варианты. Был создан предварительный шорт-лист, в который входили 4 проекта. И сейчас продолжается работа со всеми вендорами. Здесь я хочу напомнить, что среди проектов, указанных в шорт-листе, могут быть изменения. Потому что, начиная с финансово-экономических причин, играют роль и другие факторы.
— Достаточно ли опыта у отечественных специалистов для работы на АЭС? Возможен ли в будущем дефицит кадров?
— В Казахстане успешно работают известные в профессиональной среде Национальный ядерный центр и Институт ядерной физики. Не один, а четыре отечественных университета готовят специалистов для атомной отрасли. Если считаете, что этого мало, то в рамках программы «Болашак» с 2010 года подготовлены 21 бакалавр, 12 магистров и дополнительно 1 специалист по специальностям «атомная промышленность», «физика атомного ядра и частиц», «техническая физика (атомные электростанции и установки), «ядерная инженерия». Вообще, в соответствии с мировой практикой, в период эксплутации АЭС в среднем требуется около 2 000 человек персонала с высшим и средним специальным образованием. Для этого, в рамках государственной программы развития атомной энергетики, будет отдельно разработан и принят План подготовки кадров. На его основе будет уточнена численность нужных специалистов. Сотрудники станции с образованием по ядерным специальностям должны составлять около 20 процентов промышленно-производственного персонала АЭС.
— Часто говорится о том, что АЭС экологически безопасна. Как будут обезвреживать отходы станции?
— Действительно, накопление отходов, образующихся после работы АЭС — одна из основных проблем атомной энергетики. Но имеются технологические решения этой проблемы. Отходы АЭС подразделяются по различным критериям. Самое важное — уровень радиоактивности, прямо связанный с опасностью отходов для людей и окружающей среды. На этом основании выделяются высокоактивные отходы. К таким относятся отработанное ядерное топливо и продукты его переработки, а также радиоактивные материалы средней и низкой активности. В настоящее время многие страны с развитой атомной энергетикой рассматривают отработанное ядерное топливо не как отходы, а как потенциальный ресурс.
Внедряются технологии замкнутого ядерно-топливного цикла, предусматривающие переработку отработанного топлива и его повторное использование. Эти технологии дают возможность вовлекать отходы в процесс Уран-238 для реакторов на быстрых нейтронах. Сегодня эти технологии развиты на достаточном уровне.
Достаточно стран, где отходы перерабатывают и используют на АЭС. То есть все это уменьшает экологическую нагрузку. Соответственно, отходы должны быть захоронены. С другой стороны, это повышает эффективность использования урана, благодаря этому мы сможем пополнять сырьевую базу атомной энергетики.
Таким образом, количество высокоактивных отходов значительно сокращается. В действительности объем этих отходов гораздо меньше, чем золоотвалов и попадающих в атмосферу вредных отходов от угольных электростанций.