Сила воли.

22.03.2021
Фото новости

Наурыз для народов Востока – особенный праздник, прихода которого все ждут с нетерпением.

Праздник Наурыз – это проявление лучших человеческих качеств: открытости, сердечности, отзывчивости, милосердия. Он имеет многовековые традиции и только ему присущие черты, одной из которых, пожалуй, является наурыз бата – благословение на Новый год.


Наурыз бата

В традициях казахского народа много видов благословений, одно из них – наурыз бата. По существующей традиции в этот день мудрые старейшины-аксакалы дарят обществу слово-благословение, то есть бата. Это доброе пожелание заканчивается древними словами: «Пусть будет благополучным народ! Пусть будет много светлого (молока)! Пусть этот день принесет обилие! Пусть все зло и все черные дела провалятся сквозь землю! Пусть духи предков всегда поддерживают нас!».

В дни Наурыза мудрые аксакалы, женщины преклонного возраста благословляли того, кто угостил их наурыз коже, акына, победившего в айтысе, незаурядных музыкантов, певцов, борцов, а также гостей тоя, жителей аула. Некоторые бата известных поэтов сохранились в народе в форме устных памятников. Благословение, полученное во время тоя, считается добрым предзнаменованием.

Известный краевед Бекарыстан Мырзабаев рассказал еще об одной стороне наурыз бата в древности. Тогда люди, в основном скотоводы, на Наурыз приносили в жертву животное. Причем только көк өгіз, т.е. быка серой масти. Быка, потому что это было время отела, и важно было сохранить приплод. Что касается масти, то в переводе «көк» означает синий цвет, то есть цвет неба. Так что и выбор масти не случаен. В бата, произносимом после трапезы, были пожелания благоприятного года для животных – хорошей погоды, дождей, богатых травами лугов.


Обращение к Всевышнему

Теперь в целом о таком феномене, как бата, занимающем в жизни казахов особое место. Одна из народных пословиц гласит: «Жаңбырмен жер көгерер, батамен ел көгерер» («Благодаря дождю земля зеленеет, благодаря бата расцветает страна»). Слова благословения, чаще в поэтической форме, произносятся устами аксакалов, почетных людей и гостей не только в Наурыз и другие праздники. Бата было обязательным элементом практически любого обряда. По самым разным поводам и событиям люди, развернув перед собой ладони, слушают благословляющего, мысленно обращаясь к Всевышнему, прося исполнения сказанного.

Бата остерегало человека от неблаговидных и недостойных поступков, побуждало молодежь к благородным и добрым делам. Предпринимая какое-либо дело или собираясь в дальнюю поездку, каждый путник получал благословение аксакалов. Бата давали и при создании семьи. Казахи старались получить благословение для своих детей от уважаемых гостей. С распространением ислама эта традиция развилась еще шире. Со словами благословения выражали соболезнования родственникам покойного.

Бекарыстан Мырзабаев продолжает разговор о бата и его месте в жизни казахов:

– Есть такой мифологический образ как Кыдыр ата. В дни празднования Наурыза он имел и имеет огромное значение для казахов. В древности люди стремились получить бата от Кыдыр ата. Считалось, что он может прийти в каждый дом, поэтому все расстилали дастархан со всеми возможными угощениями. Люди ждали прихода Кыдыр ата, чтобы получить его вещее благословение. Причем считалось, что Кыдыр ата мог прийти в любом образе – соседа, путника, нищего, поэтому люди привечали каждого, кто приходил в их дом. Гостей сажали на почетное место и ждали от него бата, которое должно обязательно сбыться! И вера в то, что благословение, данное гостем, обязательно сбудется (а люди верили, что это, возможно, сам Кыдыр ата), была так велика, что его слова, помноженные на самые сокровенные желания казаха, высказываемые им в ежедневных обращениях к Всевышнему, творили чудеса. Они сбывались. Такова была сила слова и вера в силу бата, произнесенного гостем.

В связи со сказанным уместно вспомнить знаменитое, известное далеко за пределами страны, гостеприимство нашего народа, истоки которого, видимо, кроются в далеких временах. По казахской традиции принято всегда благожелательно встречать путника и обязательно сажать его за дастархан на место почетного гостя. Вспомним выражение «құдай қонағы» или «құдай-қонақ», используемое и в наше время. Так называют случайного гостя, появляющегося на каком-то событии, отмечаемом в доме. В переводе оно означает «гость Бога» или «Бог-гость». Небольшая разница значения здесь не имеет: это почетный гость, божий человек, волею Всевышнего посланный в дом, чтобы по окончании трапезы дать бата хозяевам. И оно қабыл болады, то есть будет принято Аллахом.


Из поколения в поколение.

Житель Алги Алдияр Курманалин – представитель известной в районе семьи. Он младший из четырех сыновей Жумаш ата. Аксакала нет среди нас уже 22 года, но в Алге его хорошо помнят.

– По воле Аллаха отец прожил 99 лет, – говорит Алдияр Жумашевич. – И это, наверное, благодаря и известному бата «Жамбылдың жасын жаса» («Проживи столько, сколько Жамбыл»), которое распространено в стране.

Жумаш ата был благочестивым и уважаемым человеком. Именно он был инициатором знаменитой народной акции по восстановлению мавзолея Есета батыра в Бестамаке в конце 70-х годов. Идеологами советов мавзолей, построенный народом, был разрушен, а его инициаторы наказаны.

Алдияр Жумашевич рассказывает, что тогда 80-летнего отца утром забрали из дома милиционеры. Три дня его и таких же стариков, как он, возили в милицию, райком, к прокурору района. Последнему он сказал: «Что мы сделали? На свою пенсию собрали деньги, купили материалы, построили мазар батыру. Какой закон мы нарушили?» И закончил: «Сынок, у тебя есть пистолет? Тогда стреляй в меня!».

Вот таким азаматом был Жумаш ата. А еще он запомнился алгинцам тем, что представлял собой настоящую кладезь мудрости. Сохранивший до 99 лет память и живую мысль, помнил десятки пословиц, поговорок, легенд и, конечно, бата.

Аксакал вырастил четырех достойных сыновей. Старших, Изтлеу и Данияра, уже нет в живых. В Алге живут Мадияр и Алдияр. Как младший сын, Алдияр прожил с отцом до конца его дней. Ему 72 года, и это возраст, когда он сам дает бата.

– Все бата, которые я даю по разным поводам, бата моего отца. Возможно, они тоже перешли к нему от его отца. К сожалению, я запомнил только 5-6. Сейчас понимаю, что это упущение. А вот мой брат Данияр, как губка, впитывал все из богатого духовного наследия нашего отца, – говорит Мадияр Жумашевич.

И тут нельзя не сказать несколько слов о его брате. Кроме того, что он был практикующим врачом в Алгинской ЦРБ почти до 80 лет, Данияр Жумашевич был кажи. А как искусно он вел уағыз (разговор об исламских ценностях), умел донести до людей содержание своего обращения. Он так же проникновенно давал и бата. Каждое его слово доходило до сердец собеседников. Ведь, чтобы бата достигло своей цели и Всевышнего, важны и личность человека, и его дикция, умение звучать в унисон с мыслями присутствующих, вникнуть в их ниет-намерение. Все это у Данияра кажи было. Умер он в прошлом году от коронавируса.

Казахском сердце Людмилы апай


Людмила Байкадамова прославилась в стране благодаря интернету и глубоким знаниям бата, результатом которых стало издание ею сборника. Отчасти интерес к автору был вызван в связи с ее русским происхождением, что порождало удивление и уважение аудитории.

Она называет бата особым поэтическим жанром, близким к жизни казахов, как никакой другой.

– Я выросла среди казахов, и в том, что я казашка по духу и сердцу, заслуга моей бабушки Аксулу, – говорит теперь уже сама бабушка Людмила аже. – С детства запомнила ее слова: «Баталы кұл арымас, батасыз ер жарымас» (в обобщенном смысле: «Даже раб, получивший бата, выбьется в люди, а из мужчины без благословения толку не будет»), поэтому всегда старалась получить бата от старших.

– Бата – это душа народа, сердцем высказанные пожелания, многократно усиленные присутствующим народом и направленные к Аллаху, которые обязательно сбудутся, – убеждена Людмила апа.

Она также говорит, что есть и теріс бата, то есть бата наоборот. Они сродни қарғау – проклятиям. А в подтверждение приводит грустную историю из жизни своих знакомых. У одной женщины замуж убежала 16-летняя дочь, причем к 40-летнему вдовцу с 4 детьми. Случай резонансный даже для наших дней. Мать без устали так проклинала дочь, что ее останавливали родственники и соседи, но она не унималась.

– И эта девушка осталась несчастной на всю жизнь. Более того, не сложилась жизнь ни ее детей, ни внуков. Там были и трагедии. Это страшная история, поэтому слово не только ранит, но и убивает. С ним надо очень аккуратно обращаться, – предостерегает Людмила Султановна.

Творческий человек, реализовавший свою мечту как режиссер Алгинского народного театра, и как автор рассказов, стихов, 75-летняя Людмила Султановна в сборник бата включила и много благословений, написанных ею лично. Они предназначены для применения по различным поводам, праздникам. Есть бата, посвященные отдельным личностям. Невзирая на почтенный возраст, женщина продолжает творческий поиск. Сейчас собирает различные, схожие по смыслу крылатые выражения, пословицы, поговорки, которые присутствуют у разных народов, хочет классифицировать их по разделам и издать еще одну книгу. Думается, она тоже будет интересной.

В завершение логично будет привести два отрывка из бата, написанного Людмилой апа специально к Наурыз мейрамы. В нем высказаны светлые пожелания мира, душевного спокойствия, достатка, процветания Казахстану:

Айналайын ағайын,

Ақ батамды айтайын,

Қош келді деп Наурыз,

Шашуымды шашайын.

Ырыс және береке

Құдайым да құйды ғой.

Тыныштығын берді ғой.

Жасай берші, Қазақстан,

Тілегіміз болды ғой!

Әмин!


Мирал ДЖАРМУХАМБЕТОВ


Фото предоставлено областным Центром народного творчества