27 января в истории страны: как рассказать детям?

2021-01-27 14:00:55

На 27 января выпадает две памятные даты в истории человечества, две величайших трагедии, как результат равнодушного невмешательства одних и массового фанатизма, предрассудков и ненависти других – Международный день памяти жертв Холокоста и День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Сегодня во всех школах и детских садах Абакана прошел Урок мужества – драматический урок о важности бережного отношения к любому человеку на земле, независимо от цвета кожи, религиозных взглядов, возраста, богатства или чего-либо еще, что может отличать нас друг от друга.

Одни самых темных пятен человеческой истории показывают, насколько опасно разжигать ксенофобию, межнациональную и межрелигиозную ненависть. И важно донести о том, к чему может привести разрушительная сила вражды, о том, чем может закончиться игра на тревоге и страхах людей. Правильная и точная информация очень важна особенно сегодня, в условиях неконтролируемого потока информации, который получает каждый из нас ежедневно. Дети в любом случае об этом узнают, и будет хорошо, если это произойдет в среде, где факты представлены достоверные факты – в школе и детском саду.

Абаканские педагоги уверены, для того, чтобы правильно донести до детей весь ужас ленинградской трагедии и Холокоста необходимо самому проникнуться сопереживанием, сознанием глубины того горя, которое пережили люди в то страшное время.

Важно помнить, что все началось не с газовых камер и бомбежек. Все началось с того, что политики разделили людей на «своих» и «чужих». Все началось с нетерпимости и ненависти, а когда люди перестали заботиться друг о друге, потеряли чувствительность и закрыли глаза, это превратилось в скользкую дорожку, ведущую к войнам, терактам и насилию.

Нельзя забывать, что только у детей старшего школьного возраста достаточно знаний социально-политического характера, чтобы оценить эти две трагедии с точки зрения цифр, фактов и политических подоплек. Поэтому в беседе со старшими дошкольниками и младшими школьниками главное – это психологическая безопасность детей. Начиная такой разговор, необходимо убедиться, что вы сами готовы к этому, что вы спокойны и сможете заверить ребенка в том, что он в безопасности. Помните, для детей крайне важна честность, они очень чувствительны ко лжи. Не давайте ребенку больше, чем ему нужно, но и не приукрашивайте правду.

Начальный этап разговора – это объяснение слова «терпимость». Ребенку легче понимать, опираясь на примеры. Поговорите о школе, о друзьях, буллинге, проявлениях нетерпимости. Обсудите влияние людей друг на друга.

Необходимо рассказать ребенку, почему так важно не поддерживать несправедливость и насилие, с которыми он может столкнуться в своей повседневной жизни. Проговорите или проиграйте ситуацию, в которой одни люди вдруг начинают считать себя лучше других. Возможно ли это? Правильно ли? И главное – к чему это приводит?

Не нужно страшных цифр и ужасающих фактов, лучше рассказать о детях, ровесниках современных детей, которые выжили, благодаря чему они справились, как им это удалось. Ни в коем случае не демонстрировать фотографии, которые могут травмировать психику, ведь цель таких бесед – вызвать сострадание к людям исторического прошлого. Лучше найти привязки с современностью: воспоминания, письма, дневники. И обязательно нужно предложить детям выразить свое эмоциональное состояние в творческих работах: рисунки, коллажи, фотовыставки, участие в различных акциях, например «Свеча памяти», «Красная гвоздика».

Школьники среднего звена уже имеют небольшой социальный опыт и определенный багаж знаний и готовы к многостороннему разговору о блокаде Ленинграда и Холокосте. В беседе необходимо больше внимания уделять литературным произведениям, документальным свидетельствам. Темы сопереживания, сочувствия и милосердия являются приоритетными в этом возрасте.

Разговор со старшеклассниками можно проводить в форме дискуссий, в которых бы осуждались причины, последствия, варианты развития событий. С помощью различных источников, фотоматериалов, документов, воспоминаний необходимо сформировать исторически достоверное мнение об этой трагедии, желание думать, высказываться. Нельзя оперировать только статистическими данными. Абстрактные цифры не вызовут эмоционального отклика, как фотографии разрушений или сохранившиеся кадры хроники.

Великая Отечественная война – один из важнейших уроков, которые нужно усвоить детям для сохранения мира на планете, и лучшая возможность предупредить еще одну трагедию. Это гарантия того, что наши дети вырастут и станут внимательно относиться к опасностям антисемитизма и ксенофобии, к любым формам дискриминации и нетерпимости по отношению к другим.

 

На фото: коллективные работы воспитанников детского сад «Умка», акция «Свеча памяти», акция «Блокадный хлеб» от детских садов «Матрешка» «Антошка», лицея имени Н.Г. Булакина, гимназии.