На ленте ИА "Хакасия" продолжается подведение итогов года в разных областях. Очередь дошла до самого волшебного учреждения культуры - театра кукол "Сказка". Его главный режиссер Андрей Тимофеев рассказал в редакции 19rusinfo.ru о значимых событиях года и поделился планами на предстоящие зимние праздники.
- Жители Хакасии привыкли к тому, что «Сказка» всегда удивляет зрителей. Чем порадуете публику в грядущем праздничном сезоне?
- Наш новогодний спектакль "Тайна часового мастера" уже шел на сцене, но долгое время мы его не ставили. Зрителям нужно было подрасти, а потом "Сказка" была на ремонте. После открытия нового здания мы обновили спектакль. В команду пришел талантливый художник Владимир Михайлович Медведский и внес свои изменения. Он добавил несколько необычных элементов. С его подачи и с помощью искусственного интеллекта ожила афиша спектакля. Стала не просто текстовой, а интерактивной на экране телефона.
Известна новогодняя программа театра кукол «Сказка»
После главного зимнего праздника нас ждет "Калейдоскоп новогодних постановок". Мы вспомним лучшие новогодние спектакли, которые шли до ремонта.
Как это будет происходить, решать вам, зрителям.

- Мы уже писали о том, что в нынешней новогодней кампании "Сказки" будет нестандартная интермедиа. Расскажите, как готовились к ней, где черпали идеи для проекта?
- Над ней и всеми нашими спектаклями мы очень много работали. Читки, репетиции, обсуждения, обновления костюмов и декораций. Совершенство мастерства! У нас появились новые артисты, молодые и талантливые. Мы их вводим в спектакли. А еще да, вы верно отметили, совершенно новым будет праздник возле елки. Сценарий для него написала Заслуженная артистка Хакасии Рима Зайнуллина. Она с весны начала работу и осенью показала мне свою версию. Сценариев было два. Мы их прочитали и оба понравились, но выбрали «Лунный цветок».
Он необычный, такого в нашем театре еще не было. Гости отправятся в космическое путешествие на Луну. Будем надеяться, это приведет в восторг наших юных зрителей.
- А как выбираются сюжеты для постановок?
- Вопрос, который волнует многих. Мы, как театральные деятели, подходим к выбору сюжетов с особым вниманием. Сначала читаем множество материалов, ищем то, что может зацепить. Те идеи, что привлекают нас, начинаем обдумывать. Затем предлагаем актерам разные варианты, чтобы найти оптимальный баланс между их интересами и возможностями.
Главное — заинтересовать самих исполнителей. Важно, чтобы каждый артист видел в проекте что-то особенное, необычное, что могло бы стать для него личной мотивацией. Именно поэтому мы стараемся подходить к выбору сюжетов с учетом желаний и предпочтений актеров.
Я, например, выбрал спектакль «Тайна часового мастера» по мотивам сказки Евгения Шварца. Изначально это была пьеса «Сказка среди бела дня», написанная Григорием Ягдфельдом и Виктором Виктовичем. Но мне показалось, что можно придать истории новый оттенок, изменив название и акценты.
В нашей "Тайне часового мастера" главный герой — мечтатель, который живет в своем мире фантазий. В его рюкзаке помимо учебников и тетрадей есть неразменная монета, кусок сургуча, который он называет «печатью тайной канцелярии», и красивый уголек, который он считает «угольком из трубки Кощея». Перед Новым годом мама подарила ему детские игрушечные часики, которые он принял за настоящие и с помощью которых, по его мнению, можно остановить время.
Однажды он хвастается своими «изобретениями» перед современным часовым мастером, и их подслушивает Старый год. Тот решает, что если остановить время, он сможет править вечно. Так начинается история, полная приключений и неожиданных поворотов.
Когда я читал эту пьесу, мне показалось, что это идеальный материал для спектакля. Ведь в детстве все мы мечтаем и верим в чудеса. Решил подойти к постановке с детской точки зрения, чтобы зритель поверил в происходящее на сцене. И, кажется, нам это удалось.
- Какое важное напоминание о том, что мечта может и горы свернуть...
- Знаете, когда нашим главным режиссером был Евгений Ибрагимов, он написал песню: «Если веришь в чудеса, значит, мечты сбудутся. Мечтай, не уставай, не забывай». Эти слова стали гимном нашего театра, символом "Сказки". Мы часто используем их в своих спектаклях.
Так появился и спектакль «Тайна часового мастера». Он о чудесах, вере в них и дружбе. В спектакле, кстати, мы попробуем использовать 3D-видеоряд, которого раньше не было. Помимо кукол, у нас будут живые декорации, на которых происходят разные вещи: механизмы часов начнут крутиться, пойдет снег... Это будет похоже на фильм давних времен. А еще в спектакле зрителей ждут прекрасная музыка, декорации и видео. И, конечно, великолепная игра актеров и кукловодов.
- Заинтриговали. Слушаю вас и понимаю, как счастлива, что у меня есть маленький ребенок, с которым можно пойти на спектакль. Приводишь вроде как дитя, а наслаждаешься сам. Наверняка у вас когда-то была мечта работать с куклами в театре?
- Честно говоря, никогда не мечтал попасть в такой театр. Хотел стать актером живого плана. После учебы получил диплом режиссера и работал в кукольном театре в Бурятии. Мы планировали создать там театр юного зрителя: днем показывать спектакли для детей, а вечером — для взрослых.
Поставили несколько спектаклей, даже получили награды на ТЭФИ. Среди них были «Бабья книга», «Параберта» о восьми любящих женщинах и «Мать». Но в 90-х годах начались сложности с документами, и мы не смогли превратить кукольный театр в тюз. Постепенно нас начали обучать кукольному мастерству.
Сначала было сложно, ведь я привык к живому плану, где важна физика, эмоции, жесты. А тут нужно спрятаться за ширмой и передать все это кукле. Но со временем так полюбил театр кукол, что теперь даже не хочу возвращаться к живому плану. Хотя мы ставим вечерние спектакли, к нам приезжают режиссеры из Питера и Москвы.
У нас есть опыт работы как с куклой, так и живым планом, и это прекрасно. Моя мечта почти полностью сбылась. Я могу работать и так, и так.
Наша главная задача — заразить зрителей, убедить их поверить. Особенно это важно с детьми, ведь они самые искренние зрители. Перед ребенком нельзя врать. Нет ничего хуже, чем фальш перед маленьким человеком. Ведь если что-то пойдет не так, он сразу поймет. Взрослый зритель еще может воспринять условность, а ребенок — нет. Поэтому работать с детьми сложно, но очень приятно. Мы стараемся доставить радость каждому маленькому зрителю.
- Уверена, что работа с куклами — это благодарное занятие, потому что дети и куклы создают особый мир. Он возвращает нас в самую беззаботную пору - в детство. Наверняка, у каждого рукотворного актера своя душа и характер?
- Однозначно! Актер, играющий куклу, должен долго с ней работать. У нас даже есть такой профессиональный прием как самосозерцание.
Заключается он в том, что актер берет куклу и внимательно изучает ее, обращая внимание на выражение лица, взгляд, движения. Этот процесс длится долго, и от того, насколько хорошо актер освоит своего "партнера", зависит, какой характер он в него вложит.
А вы готовы к счастью, если оно внезапно постучится в дверь?
Иногда кукла может вести себя неожиданно. Кукловоду приходится находить общий язык с ее характером. На спектакле куклы могут показывать такие трюки, которые актер даже не ожидал. Это не мистика, а результат долгой работы. Со временем актер начинает замечать новые возможности созданного из папье-маше артиста, и это делает работу еще более интересной.
- Выходит, сцена, театр, кукол, сказка — сплошная магия?
- Да, чистая магия.

- Как считаете, почему важно на спектакли ходить не только детям, но и взрослым?
- Очень хороший вопрос. Когда ребенок приходит на спектакль, у него возникает множество вопросов. Почему так? Почему это? Почему то?
Задача взрослых — вернуться домой, найти эту сказку или материал и перечитать его вместе с ребенком. Объяснить непонятные моменты. Так происходит эстетическое взросление маленького человека. Расширяется его кругозор.
Если так подойти к анализу постановки, уверен, ребенок попросится на спектакль снова. Захочет посмотреть его с другой точки зрения.
Даже мы, взрослые, пересматривая постановки своих коллег, каждый раз открываем в них что-то новое. Спектакль не статичен, он каждый раз разворачивается по-другому. Кино — это зафиксированный момент. Навсегда остается таким, каким его сняли. А спектакль — живое действо.
Каждый раз он происходит по-новому. Не бывает двух одинаковых постановок. Каждая из них — это уникальная субстанция.

- Поэтому добрые праздничные постановки, как и советские фильмы, хочется пересматривать много раз. Андрей Дмитриевич, как считаете, почему люди так тщательно готовятся к Новому году?
- Это же время волшебства. С детства мы верим в Деда Мороза и Снегурочку, украшаем елку, и эта вера остается с нами. Неважно, сколько тебе лет — пять или пятьдесят пять, — ты все равно ждешь чуда.
Новый год — один из самых светлых и радостных праздников. Это время подведения итогов и начала нового этапа жизни.
Он важен наравне с Днем Победы, когда мы вспоминаем наших предков, которые подарили мир и свободу. Сейчас, когда в мире происходят сложные события, особенно важно помнить о наших корнях и объединяться.
Да, это самые особенные и искренние праздники. И, думаю, не для меня одного.
- Согласна. Еще Новый год как последние страницы дневника, где резюмируют самое важное. Поделитесь, какими эти 12 месяцев были для театра и лично вас?
- В этом году все складывалось достаточно интересно. Мы поставили спектакль «Сказка для Золушки» — детскую сказку. Он получился весьма неплохим, думаю, детям понравился.
Чуть позже создали спектакль «Аладдин. Кто ты?» для более взрослой аудитории (12+). На фестивале «Белая юрта» мы с ним взяли три диплома. А я получил специальный приз от московского жюри за режиссуру и создание волшебства. Два актера были удостоены наград за лучшие роли второго плана.
Фото: vk.com/clubtheatreskazka
Прекрасно складываются отношения в труппе театра - и это очень важно. Наша молодежь радует своими ролями. К примеру, недавно к нам присоединилась Светлана Ядаринкина. И уже проявила себя в "Легенде о скрипаче".
Кроме того, у меня родился внук, который живет на Камчатке. Так что, все прекрасно: жизнь течет, порой бурлит, одно событие меняется другим, служба нашему любимому театру кукол "Сказка" продолжается.
- Поздравляю. Это так важно - иметь баланс в жизни и получать удовольствие как от семейной жизни, так и реализации. Что пожелаете нашим читателям в канун Нового года?
- Самое главное, чтобы было здоровье. Его ни за какие деньги не купишь. Конечно же, счастья, успехов во всем. В труде, в учебе, в семейных отношениях, в дружбе.
И, самое главное, независимо от возраста, мечтайте, мечтайте и еще раз мечтайте! Не забывайте верить в чудеса!
Беседовала Галина Соболевская
Комментарии