ИА «Хакасия» заинтересовал опубликованный на федеральном портале правовой информации приказ министерства образования и науки Хакасии о внесении изменений в порядок проведения конкурсного отбора на право получения компенсационной выплаты учителю при переезде на работу в сельскую местность. Любезно согласилась рассказать о новых условиях конкурсного отбора соискателей выплаты в размере 1 млн рублей заместитель министра образования и науки Хакасии Елена Конева.

Действительно, мы внесли существенные дополнения и корректировки в документы, регламентирующие порядок проведения конкурсного отбора на право получения единовременных компенсационных выплат учителям, пожелавшим переехать на работу в сельские населенные пункты.

А связано это с тем, что со следующего года федеральная программа «Земский учитель» внесена в национальный проект «Молодёжь и дети». Внутри этого проекта есть федеральный проект «Педагоги и наставники».

То есть статус программы кратно повысился. И с этого года нашему субъекту кратно, я бы даже сказала, многократно увеличили количество квот. С 2020 года и по текущий год у нас было всего 13 земских учителей, они у нас благополучно и успешно работают в муниципальных образованиях нашей республики. В год было одна, две или максимум три квоты. То есть за 5 лет мы приняли на работу 13 земских учителей.

А вот в 2026 году уже республика может принять на работу в сельской местности уже 17 земских учителей, в 2027 году - 16, а в 2028 году - 18. Такой большой рост.

Мы очень рады этому решению федерального центра, потому что все эти годы мы неоднократно обращались и просили увеличить республике квотирование.

В настоящее время в образовании, в том числе в сфере кадровой политики происходит очень много изменений, поэтому мы не могли их не учесть в наших документах, регламентирующих конкурсный отбор.

И самое главное, что нужно знать о компенсационной выплате в размере одного миллион рублей земскому учителю. Это не социальная поддержка, выплата предоставляется на конкурсной основе.

Если в первый год в конкурсе на одну квоту претендовали два или максимум три человека, в этом году уже было пять-шесть человек. Это говорит о том, что Хакасия интересна педагогам из других регионов, они с удовольствием участвуют в конкурсе, побеждают, приезжают в сельские школы и успешно работают.

Для старта конкурсного отбора важны два основных документа. Прежде всего это постановление правительства, где утверждён именно порядок предоставление единовременной компенсационной выплаты. В нем мы скорректировали две позиции.

Первое, мы уточнили населённые пункты, которые могут участвовать в конкурсе. При этом следует учесть, что федеральный проект «Земский учитель» распространялся исключительно на сельские муниципальные образования и города с населением до 50 тысяч человек.

Так вот в этом году мы скорректировали этот список, в него вошел Саяногорск. По данным федеральной статистики, население города сегодня составляет менее 50 тысяч человек,  он сегодня имеет право участвовать в конкурсном отборе. В список также такие поселки городского типа, как Пригорск, Черемушки и Майна. Это первая корректировка.

Вторая корректировка касается поддержки педагогов, которые приедут работать в республику в статусе земского учителя. В случае реорганизации образовательной организации, её ликвидации, а также снижения численности школьников это ни в коем случае не должно отразиться на педагоге. Одно из основных требований — его трудоустройство в школу, которая будет в перечне вакансий. И если вдруг какие-то будут изменения со статусом школы, либо с контингентом детей, педагог будет планомерно переведен в другую школу, естественно, по согласованию.

Кто участвует в конкурсе и по каким критериям осуществляется конкурсный отбор? В этом году, основываясь на современных вызовах, рекомендациях президента нашей страны и министерства просвещения, мы внесли тоже ряд корректировок.

Первое, я считаю, основное изменение. Сейчас очень много говорится о том, что можно принимать на работу студентов выпускных курсов учреждений высшего образования и среднего профессионального образования. Для студентов, успешно окончивших подготовку по направлению «педагогика», конкурсный отбор будет продлён до 15 июля. Это сделано для того, чтобы конкурсная комиссия видела документы об образовании выпускника СПО или вуза.

Ещё одно изменение мы внесли, исходя тоже из новых веяний. Мы теперь знаем, что кроме квалификационной категории «первая» и «высшая» есть категории «педагог-наставник» и «педагог-методист». Вот эти две категории мы также внесли.

Все изменения и корректировки, конечно же, направлены на то, чтобы в сельскую местность, возможно, в отдалённые населённые пункты, приехали работать профессиональные педагоги, яркие, обладающие какими-то дополнительными специальностями.

К примеру, когда в конкурсе принимает участие выпускник данной школы. Это тоже будет большим плюсом: земский учитель после учебы или работы вернулся в свою родную школу.

Мы также будем обязательно учитывать, если педагог имеет смежную педагогическую специальность, либо может преподавать ещё один учебный предмет. Это очень важно учитывать. 

- Все это дает претенденту на статус "Земский учитель" существенные преимущества?

Да, это даст дополнительные баллы участнику конкурсного отбора. Отмечу ещё одну не менее важную корректировку, введение которой продиктовано нашей практикой реализации федерального проекта «Земский учитель». Если у претендента на компенсационную выплату супруг или супруга тоже является педагогом, они закрывают сразу две вакансии в школе. Поэтому мы это тоже учли в качестве дополнительного преимущества при конкурсном отборе. 

- Елена Павловна, давайте уточним. Принять участие в конкурсном отборе могут только учителя из других субъектов, или педагоги городских школ тоже могут изъявить желание и поехать в сельскую местность? 

- Любовь Александровна, спасибо за вопрос. Это как раз ещё одна важная деталь. Если учитель городской школы готов переехать в сельскую местность для того, чтобы учить сельских ребятишек, это тоже становится еще одним преимуществом.

Работа по организации конкурсного отбора начинается в республике уже в декабре. Поэтому спасибо 19rusinfo за приглашение. Именно сейчас, на старте конкурсного отбора, важно пригласить педагогов не только нашей республики, но из других регионов принять участие в нем.

В республике в настоящее время работает 13 земских учителей из разных субъектов Российской Федерации.

В этом году мы продлили сроки приёма конкурсных документов. Традиционно принимали документы до конца апреля. Сейчас мы продлили до 30 мая. С какой целью это было сделано? Прежде чем педагог заключит трёхсторонний договор - педагог, школа и министерство образования — у него будет возможность, особенно это актуально для иногородних, приехать в эту школу. Познакомиться с директором, изучить историю школы и самого населенного пункта, чтобы убедиться в правильности выбора и потом спокойно приступить к работе в школе. 

- Предлагаю сделать еще одно уточнение. Компенсационная выплата в размере одного миллиона рублей - это обязательство федерального бюджета или республиканского? 

- Основная сумма - это 99 процентов федеральные финансовые средства, при этом обязательно учитывается софинансирование Республики Хакасия. В совокупности получается ровно один миллион рублей.

Причем учитель вправе расходовать эти средства по собственному усмотрению.

Между тем есть ключевое требование, и оно не является новшеством. Земский учитель в обязательном порядке должен отработать пять лет именно в данной школе и преподавать данный учебный предмет ровно на ставку. Больше, конечно же, разрешается, но не менее одной ставки.

Мы сейчас формируем перечень вакантных должностей. Их определяет школа, так же она определяет и учебный предмет — это истоки.

В каждом региона создана конкурсная комиссия, которая с учетом всех вакантных должностей проанализирует социально-экономическое положение муниципалитетов. С какими проблемами они сталкиваются, в том числе фиксируется ли отток населения, как в некоторых малых населенных пунктах. Являются ли они перспективными населёнными пунктами, куда поедут люди.

Вторым критерием является демографический прогноз. При этом конкурсная комиссия в обязательном порядке плотно сотрудничает с муниципалитетами.

В каком еще плане сотрудничаем? При отборе образовательных организаций и учебных предметов мы учитываем меру социальной поддержки, которую муниципалитет может оказать учителю. Это может быть квартира и компенсации расходов на арендное проживание, компенсации коммунальных платежей.

И вот это всё вкупе учитывается и составляется перечень вакантных должностей. Он открытый, мы его в обязательном порядке, как только утвердим, а то будет до 30 декабря, размещаем не только на нашем портале исполнительных органов Республики Хакасия, на странице «Министерство образования и науки Республики Хакасия»», в рубрике «Работа с педагогическими работниками». Эта же информация в обязательном порядке будет опубликована на федеральном портале, который так и называется «Земский учитель».

Там представлена информация о вакансиях во всех регионах. Наши учителя и педагоги всей нашей страны смогут изучить опубликованные на портале "Земский учитель" сведения, заявиться на конкурс, победить и учить наших ребятишек.