ИА «Хакасия» продолжает цикл публикаций, посвященных одной из самых больных тем современной школы - агрессия подростков. Случаи травли детей и учителей в образовательных учреждениях сегодня актуальны не только в республике, но и по всей России.
Как сообщалось, в этом году Госдума планирует принять новый закон о борьбе с буллингом в школах. На минувшей неделе законопроект прошел нулевые чтения в Общественной палате РФ. В документе сформулируют понятие школьной травли, а образовательные учреждения обяжут создать службы медиации для раннего примирения конфликтующих учеников.
Травля детей в школах Хакасии все чаще становится предметом разбирательств
Как поступать детям, ставших объектом травли и их родителям — 19rusinfo.ru выяснило у педагога, детского психолога Анны Маркович.
- Анна, здравствуйте. В последнее время всё чаще в социум просачивается информация о школьных конфликтах, агрессивных проявлениях во взаимоотношениях детей и даже буллинге. Скажите, пожалуйста, жертвой травли может стать каждый юнец или существуют определенные группы риска?
- Начнем с того, что травля, она же буллинг имеет разные виды. Если брать школу, то там агрессия может проявляться не только со стороны сверстников, но и учителей, так называемое педагогическое насилие, о котором, впрочем, говорят крайне редко. Есть и такой вид травли, который сейчас набирает обороты, как кибербуллинг. В нем - всё, что связано с пространством интернета - чаты, форумы и тому подобные платформы для онлайн-общения.
Что касается именно школьного буллинга, то чаще всего он не является следствием индивидуальных особенностей жертвы. Это проблема в группе — отражение всей ситуации в сообществе класса или школы в целом. Причины в самом ребенке зачастую нет. Всё дело в агрессоре и среде, в которой всё происходит. Поэтому это может произойти с любым ребенком вне зависимости от его индивидуальных особенностей. Надо понимать: у самого агрессора есть какая-то травма, которая объясняет, почему он так себя ведет. Но и это его не оправдывает.
Однако то или иное поведение ребенка, которое могло быть принесено из семейной системы (выученная беспомощность, жертвенность) может так или иначе спровоцировать агрессора к травле.
Ирина Ауль о школьных конфликтах и буллинге: Главное — вовремя вскрыть нарыв
- Что же делать тем, кто стал объектом буллинга?
- Тут важно понимать: если у ребенка в семье хорошие доверительные отношения то, в первую очередь, обязательно рассказать родителям. Не бояться, не считать себя ябедой или трусом. При взаимоуважении и теплых отношения старшие всегда дадут поддержку и подскажут, как поступать. И уже вместе определять, как выйти из этой ситуации, определять, насколько она опасна для жизни и здоровья. Действительно ли это травля или, может быть, конфликт. Это тоже имеет значение. Ссора - это единичное столкновение интересов. Травля (буллинг) — постоянное систематическое насилие с опасностью для жизни и здоровья ребенка.
- Часто дети боятся говорить родителям, думая, что станет только хуже или, к примеру, над ним будут смеяться за то, что он пожаловался родителям...
- Если с родителями теплые отношения не выстроены и взрослые где-то обмолвились, что их сын или дочь должны решать свои проблемы самостоятельно, ребенку стоит подумать, к кому можно пойти со своими переживания. Может быть, есть кто-то в школе — социальный педагог, психолог, учитель, который хорошо к ребенку относится. Или это могут быть бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры... Любой значимый взрослый, к кому можно это принести.
Прийти и поговорить, поделиться. Не жаловаться, а именно разобрать произошедшее.
Если вы — ребенок, который подвергается травле, не ищите в себе причину! Знайте - это не ваша вина! Обсудить свои переживания со взрослым, которому вы доверяете, в ком уверены и кто будет на вашей стороне - нормально, можно и нужно! И это — безопасно.
Если таких взрослых нет – можно написать в чаты бесплатной поддержки или позвонить по номерам горячих линий:
- единый общероссийский телефон доверия для детей, подростков и их родителей: 8-800-2000-122;
- горячая линия поддержки по вопросам травли центра «Травли NET»: 8-800-500-44-14 (пн — пт с 10:00 до 20:00 мск);
- линия помощи «Дети онлайн» Фонда развития Интернет: 8-800-25-000-15;
- чат психологической поддержки подростков «1221»;
- проект «Тебе поверят».
Родители, запомните: ребенку самому не справиться с буллингом и помощь взрослых в этом обязательна!
«Видео велено удалить»: Дети мигрантов держат в страхе сибирскую школу
- А как определить, что ребенка стали травить в школе?
- Об этом может говорить целый ряд признаков.
Начнем с изменений в поведении. К примеру, если ребенок обычно активный, бодрый, веселый и вдруг он резко начинает закрываться. Или ничего не хочет, появляется какая-то подавленность, бессилие. Или, наоборот, вспышки агрессии, тревожность, проблемы со сном. Проскальзывают жалобы на внешность, быт, одежду, еще что-то. Или он начинает говорить про одиночество, отстраненность, требует к себе больше внимания, чем обычно.
Физические проявления возможной травли — синяки, ссадины, порезы, ушибы. Рисунки ручкой на открытых местах тела. Внешний вид... Он тоже может говорить о том, что что-то происходит нехорошее. Это и испорченная одежда, тетради, учебники, и потеря вещей, школьных предметов.
Сюда же относится нежелание ходить в школу. Или ребенок вдруг начинает врать, прогуливать уроки, всячески затягивать момент ухода в образовательное учреждение — долго соберётся и медленно идет в школу, часто опаздывает. В целом - ухудшение успеваемости. Или невозможность, с его слов, узнать домашнее задание у своих одноклассников. Нежелание участвовать в делах класса, выступать на уроках.
Также возможно само разрушающее поведение, в том числе попытки уйти из дома, самоповреждения и крайне негативные разговоры. Или частые жалобы на головные боли, повышение температуры, рвота по утрам и иные психосоматические проявления.
Каждый из этих признаков может говорить о травле, а может и нет. Но если вы увидели совокупность перечисленных пунктов — начинайте бить тревогу.
Наблюдайте, как можно скорее поговорите с учителем, выясните, что происходит.
Цена поступка: Хакасия неспроста усиливает профилактику школьных конфликтов
- Если же факт травли подтверждается, что делать?
- Прежде всего, самим родителям оставаться адекватными — узнав, что ваш ребенок стал жертвой буллинга не надо впадать в панику или теряться, или, напротив, разводить скандалы. Сначала следует восстановить себя, свое состояние и эмоции. Возможно, сделать это с помощью психолога.
Если ребенок пришел к вам и рассказывает о таком инциденте — обязательно дайте ребенку поддержку, скажите, что вы ему верите и поможете. Очень часто, особенно подростки, боятся, что мама с папой назовут их слабаками и скажут, мол, сам решай свои проблемы, либо не поверят, посчитав травлю просто конфликтом, то есть могут обесценить ситуацию. Тогда ребенок точно не захочет об этом рассказывать родителям.
Необходимо, напротив, поблагодарить своего сына или дочь за то, что он поделился и объяснить, что ему не надо бояться, что станет хуже, если подключатся старшие. Донести то, что вместе вы сможете подумать, как разобраться в ситуации так, чтобы ребенку от этого не было хуже и не угрожала никакая опасность.
Далее - обсудить дальнейший план действий вместе. Затем для выяснения обстоятельств подключить учителей, если потребуется - администрацию школы, других родителей, специалистов каких-то более высоких инстанций. При физических проявлениях агрессии — немедленно обратиться к медикам и зафиксировать травмы.
Главное, быть на стороне своего ребенка и помнить: вина всегда лежит на стороне того, кто проявляет агрессию. И желательно найти для ребенка хорошего психолога. Ведь травля не проходит бесследно для детской, подростковой психики. Никогда.
Конфликтом в Арбатской школе займется команда специалистов Минобрнауки Хакасии
- Предположим, родители пообщались с ребенком и учителями. Здесь более-менее всё понятно. А как вести диалог с противоположной стороной конфликта? В Хакасии были случаи, когда взрослые в детских конфликтах доходили до физических разборок.
- Прежде всего надо понимать, готовы ли вы и другая сторона разногласия к конструктивному разговору. Без эмоций, оскорблений, претензий и так далее. Спокойно и рассудительно. Только в этом случае получится принять достойное совместное решение. Возможно, привлечь сюда социального педагога или медиатора.
Однако, практика показывает, что чаще всего родители защищают своих детей и не хотят признавать, что его ребенка может обидеть другого. И тогда конструктивной беседы не получается. Мамы и папы переходят на обвинения и повышенные тона. Здесь рассудить могут только администрация школы и более высокие инстанции, официальные службы вплоть до правоохранительных. Если и это не поможет - задуматься про переход в другую школу.
Если психологическое состояние ребенка тяжелое, лучше забрать его на какое-то время из образовательного учреждения. Опираться здесь следует именно на состояние ребенка и то, как проходит разбирательство.
Не допускайте критику за поведения своего ребенка. Не стоит говорить ему, что ничего не произошло, что, мол, будь как все, веселым, вливайся в коллектив и так далее. Или, напротив, давать советы, как держать отпор и даже драться. Это не поможет! Каждая из таких идей - перекладывание ответственности за травлю на своего ребенка.
Еще раз повторю главную истину: проблема - в агрессоре. Сколько бы ребенок ни менял свое поведение или внешний вид - агрессор всё равно будет его травить. Так что не обесценивайте то, что происходит с вашим сыном или дочерью и будьте ему главным другом. Вместе можно справиться с любой ситуацией.
Комментарии