Психолог ХГУ о мошенниках

2024-07-19 17:00:01

Все чаще наши граждане, в том числе из числа сотрудников и студентов университета, попадаются на уловки мошенников и становятся их жертвами.

С точки зрения психологии, эти ситуации обнажают еще более глубокую проблему: если мы не контролируем свою жизнь, значит, за нас это может сделать кто угодно. В каком-то смысле, мошенники даже оказывают нам услугу - они указывают на наши уязвимости и слабые места, над которыми надо работать. Их звонок - повод задать себе вопросы: У меня слабые психологические границы, я не умею себя защищать? Я хочу быть всем удобным, даже ценой потери собственных денег? Я считаю, что меня никто не обманет?

Чтобы лето прошло без происшествий, хотим поделиться советами директора Психологической службы университета Екатерины АНТОНОВОЙ:

1. Разговаривайте о мошенниках со своими близкими, особенно со взрослыми старше 50-ти лет и детьми. Дайте чёткие указания ЧТО делать, если Вы попались мошенникам.

2. Чаще проверяйте свои приложения (госуслуги, соц.сети и пр.) во избежание взлома.

3. Если случилась ситуация, что Вы сняли трубку и заговорили с мошенниками, постарайтесь обращать внимание на фразы, которые Вам говорят. Фразы, которые должны Вас насторожить: «Убедитесь, что рядом с Вами никого нет!», «Отойдите подальше от людей», «Никому не рассказывайте о нашем разговоре», «нужно делать всё быстро, времени медлить нет» и пр.

4. Если Вы все же ответили на телефонный звонок, то сообщите об этом любому человеку, находящемуся рядом с Вами, так как этот человек в этот момент будет эмоционально более спокойным и поможет Вам разобраться с ситуацией.

5. Запомните или запишите, что сотрудники государственных учреждений НИКОГДА не будут звонить посредством социальных мессенджеров и сетей. Скорее всего, звонок поступит с городского телефона.

6. Если номер телефона, с которого Вам звонят, совпадает с номером телефона Вашего банка, то положите трубку и сами перезвоните на тот номер, который указан на Вашей карте  (8 800…) и уточите информацию у сотрудников.

7.  Мошенники обычно пытаются вызвать у граждан чувство паники и тревоги, говоря с Вами властным приказывающим тоном. Именно на это нужно обратить внимание. Мошенники дают ТОЧНЫЕ указания ЧТО делать, не давая времени обдумать ситуацию. Правильным решением будет взять паузу, хоть и короткую, и проанализировать ситуацию. И снова воспользоваться пунктами 3 - 4.

8. Для того, чтобы в момент паники и тревоги вы смогли самостоятельно справиться с ситуацией и не попасться в ловушку мошенников – держите памятку на видном месте в распечатанном формате! Ваше внимание переключится в правильное русло, и Вы сможете «вытащить себя» из сложившейся ситуации.

9. «Гипнотический» эффект имеет правило «3-х ДА», если Вы трижды сказали в ответ на вопрос слово «Да», то в четвёртый раз Вы не сможете сказать иначе. В моменте помните, что Вы всегда сами принимаете окончательное решение и выбираете правила поведения в ситуации, и не забывайте говорить «Нет».

Разбирайтесь в себе и работайте над собой. Защищайте себя и свои границы!

Справка

Екатерина Валерьевна Антонова работает директором психологической службы ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» с 01.09.2023 года. Выпускница Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». В июле 2024 года завершает обучение по программе профессиональной переподготовки «Клиническая (медицинская) психология», реализуемой на базе Института повышения квалификации и переподготовки кадров ХГУ им. Н.Ф. Катанова.

В сфере психологии работает с 2017 года и имеет за плечами большой опыт по оказанию психологической поддержки молодёжи: адаптация к новым условиям обучения, борьба со стрессом и тревожностью, проработка панических атак, работа на объединение группы и повышение эмоционально-положительного состояния группы, помощь в формировании уверенности в себе и ответственность за свою жизнь и свои поступки, рассказали в пресс-службе ХГУ.