Специалист СГК ответил на вопросы о платежах за тепло

2023-11-25 11:00:05

Тема платежей за отопление ежегодно становится поводом для активных обсуждений.

От чего зависит сумма в платежках? Как не переплачивать за общедомовые нужды? Что делать при перетопе? На эти и другие актуальные вопросы о платежах за тепло 19rusinfo.ru ответила начальник Управления реализации Сибирской теплосбытовой компании (подразделение СГК) Татьяна Баютова.

Вы спрашивали, специалист отвечает.

- Наступил новый отопительный сезон. Пока суммы в платежках не бьют по карману. Но и температура за окном еще чуть ниже нуля. Этой зимой все будет как и в прошлый отопительный период? Чем холоднее на улице, тем больше будут суммы к оплате?

- Да, в холодные зимние месяцы потребление тепловой энергии существенно возрастает. Соответственно увеличиваются и суммы в квитанциях за эту услугу. Напомню, большая часть жилищного фонда Абакана и Черногорска оборудована приборами учета тепловой энергии, и начисление за тепло производятся за фактически потребленное в каждом месяце.

- Что делать потребителям, страдающим от жары в квартирах? От кого все-таки зависит микроклимат в жилье? От ТЭЦ или управляющих компаний?

- Тепло и комфорт в помещениях зависят от двух величин: температуры теплоносителя и его количества.

Температуру сетевой воды обеспечивает Абаканская ТЭЦ. Она задается температурным графиком для всей системы в целом, и зависит от температуры наружного воздуха. Чем холоднее на улице, тем выше температура воды в системе теплоснабжения. Абаканская ТЭЦ регулирует температуру подаваемого на город теплоносителя в строгом соответствии с утвержденным температурным графиком и не допускает отклонений.

Второй фактор - количество теплоносителя, прошедшего через систему отопления, регулируется потребителями, а в случае многоквартирных домов - управляющими организациями.

Для примера, через систему отопления девятиэтажного дома, состоящего из пяти подъездов, пройдет гораздо большее количество теплоносителя, чем через систему рядом стоящей двухподъездной пятиэтажки, при этом в оба здания теплоноситель поступает с одинаковой температурой.

Практически во всех случаях, когда поступают жалобы жителей на жару или холод в квартирах, выявляются нарушения в регулировке системы отопления внутри дома. Типичный пример таких нарушений, когда в одном доме часть жителей жалуется на низкую температуру в квартирах, а другая часть - на высокую.

Нормативная температура для жилых помещений нашего региона установлена не ниже +20 °C (в угловых комнатах - +22 °C), превышение допускается не более 4 °C.

Потребителям необходимо помнить о том, что слишком высокая температура в квартире - это такое же нарушение, как и слишком низкая. Помимо дискомфорта, жара в квартире еще и влечет увеличение платы за отопление, так как приборы учета бесстрастно фиксируют завышенный расход тепловой энергии.

Для того, чтобы не страдать от жары и не переплачивать за ненужное тепло, собственникам квартир необходимо вызвать представителей управляющей организации и составить акт о нарушении температурного режима в квартире. Акт является основанием для перерасчета платы за эту услугу вне зависимости от того, какова была причина нарушения. А также собственник жилья может требовать регулировки системы отопления и установления нормативной температуры в квартире.

- Каждую зиму возникают вопросы от населения по большим суммам в платежках за тепло. Почему бы не распределить плату по году по принципу 1/12, чтобы ежемесячно потребители платили одинаковую сумму?

- Действующее законодательство предусматривает возможность применения одного из двух способов оплаты за отопление: за фактически потребленную тепловую энергию в отопительный период или равными частями в течение года.

Способ оплаты выбирает субъект РФ. На территории Хакасии действует первый способ - оплата за фактическое потребление тепловой энергии согласно показаний общедомового прибора учета. Такой метод начисления поддерживает подавляющая часть потребителей. Он прозрачен, так как расчет легко проверить. Жителей устраивает, что они оплачивают именно то, что потребили по факту, а не какую-то усредненную величину. А летом, когда отопления нет, нет и платежей.

Если оплата за отопление только в зимний период вызывает затруднения, стоит принять меры до начала отопительного периода. Можно примерно рассчитать «свою» 1/12 величину годового платежа и летом ежемесячно вносить авансовые платежи, тогда к зимним начислениям накопится сумма предоплаты, которая позволит избежать высоких платежей. Если же «зима пришла неожиданно», счета уже выставлены, и есть проблемы с оплатой - не надо затягивать ситуацию и копить долги. Можно обратиться в Центр обслуживания клиентов СГК, специалисты которого помогут рассчитать доступный платеж и оформить рассрочку.

- Почему так важно вовремя передавать показания за горячую воду с индивидуальных приборов учета? Как это влияет на начисления за общедомовые нужды?

- Передавая показания своего индивидуального прибора учета, потребитель не только фиксирует свое личное потребление, он еще и формирует общее потребление горячей воды по дому. Для каждой квартиры начисляется ее индивидуальное потребление, а разница между показаниями общедомового прибора и суммой потребления жилых и нежилых помещений формирует объем услуги, потребленной на содержание общего имущества или ОДН. Эти ОДН потом управляющая организация также распределит на собственников. Чем точнее передаются показания индивидуальных приборов, тем меньше величина ОДН.

- Почему добросовестные потребители, которые вовремя передают показания, в полном объеме оплачивают счета, должны платить за тех, кто этого не делает? Ведь несвоевременная подача показаний отражается в общедомовых начислениях, за которые теперь полностью платят жильцы.

- Случаи непередачи показаний не влекут прямого перераспределения объемов воды на остальных жильцов, но создают перекосы в балансах распределения каждого месяца.

Если показания не передаются, это не значит, что таким потребителям не производятся начисления. Когда потребитель прекращает передавать показания, в первые три месяца ему начисляется среднее от его предыдущего фактического потребления, то есть примерно столько, сколько он и потребляет. Но если показания не поступают и дальше, тогда по закону мы переходим на начисление по нормативу, а это, как правило, больше факта. Но если такой потребитель через несколько месяцев принесет показания и обратится за перерасчетом, мы обязаны сделать ему этот перерасчет, и вот тогда, весь объем, снятый у такого потребителя, ляжет в ОДН.

Поэтому, конечно, важно, чтобы каждый месяц все жители передавали свои показания и колебания баланса распределения были минимальны.

- Сейчас много говорится о перерасчетах за тепло по итогам прошлого отопительного сезона. Хакасское УФАС вынесло решение и направило Абаканской ТЭЦ предписание до 29 декабря текущего года пересчитать плату за отопление. Будет ли перерасчет?

- Вопрос о перерасчете пока преждевременный. Решение УФАС еще будет оспариваться в Арбитражном суде. После окончания разбирательств то решение, которое будет принято и вступит в законную силу, обязательно будет исполнено.

- Минстрой Хакасии немногим позже сообщил, что плата за отопление за май 2022 года всем потребителям Абакана в многоквартирных домах, оснащенных общедомовыми теплосчетчиками, должна быть пересчитана в сторону уменьшения. Скажите, о чем идет речь?

- Важно отметить, что плата была посчитана по приборам учета, ровно так, как и всегда, и так, как считают все ресурсники страны, в том числе и мы, уже много лет. Поэтому с решением Минстроя мы по-прежнему не согласны и нами уже подана кассационная жалоба. Хотя, безусловно, это решение мы выполнили - в октябре произведен перерасчет жителям Абакана за май 2022 года. Средняя сумма перерасчета составила около 100 рублей за квартиру, у кого-то больше, у кого-то меньше. Но некоторых ждал и неприятный сюрприз: для нескольких домов по методу Минстроя произошло доначисление к фактическому потреблению, определенному по приборам учета.

- Еще недавно появилась информация о снижении Госкомтарифэнерго тарифов на тепловую энергию от Абаканской ТЭЦ. Скажется ли это на начислениях?

- Мы сейчас изучаем этот документ и, конечно, проинформируем наших потребителей обо всех значимых изменениях.