Дефицит водителей общественного транспорта в регионах достиг 30%, в отдельных городах не хватает половины работников. Из-за этого часто простаивают даже новые автобусы. К такому выводу пришли корреспонденты «Российской газеты», изучив проблему на местах.
На начало сентября в Хакасии на одну вакансию приходилось 1,7 резюме, по норме должно быть не менее четырех. По этому показателю аналитики рекрутингового портала hh.ru включили республику в ТОП-10 регионов, где сложнее всего найти водителей.
Впрочем, еще хуже обстоят дела в Чукотском автономном округе, где на одну вакансию один претендент. На втором месте Еврейская автономная область – 1,4, в трех регионах – Калмыкии, Смоленской и Рязанской областях одинаковое значение показателя – 1,5, в Марий Эл – 1,6. В Тульской, Брянской областях, Хакасии и Владимирской области – 1,7.
Как отмечает рекрутинговый портал hh.ru, с января по сентябрь этого года спрос на водителей в стране в целом вырос на 44% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А вот число резюме за этот период сократилось на 17%. И это при том что водителям предлагают неплохую в общем-то зарплату, сегодня она составляет 83,6 тыс. рублей, еще год назад была 68,7 тыс.
Усугубило проблему и снижение курса рубля, что стало решающим фактором для многих водителей-мигрантов. Практически во всех регионах они годами спасали и местами до сих пор спасают ситуацию. Так, на одном из новосибирских автотранспортных предприятий нехватку кадров всегда решали за счет привлечения шоферов из Киргизии. По закону, гражданам этой страны разрешается работать в России, используя национальные водительские удостоверения категории D без переобучения. Однако, как рассказал управляющий компании-перевозчика Михаил Большов, за прошедший год 60% сотрудников-иностранцев в возрасте до 35 лет уволились и уехали на родину.
"Из-за курса рубля им стало невыгодно работать у нас", - говорит Михаил Большов.
И такая ситуация в большинстве регионов. Как говорят эксперты отрасли, перелома в решении проблемы в ближайшее время не предвидится. А это значит, что регионам придется и дальше быть особо изобретательными, чтобы нивелировать остроту дефицита кадров. Поднимать зарплаты, стремиться обеспечивать водителей социальным пакетом, организовывать их обучение и даже заманивать сельчан на зиму на работу в город, как это делают в Саратове. А иначе, если не делать ничего, так и ездить скоро будет некому.