В отчете 1965 года разведчики определили, где находится Чита относительно Москвы, а также отметили точками на карте обнаруженные объекты — казармы, депо, аэропорты и вышки связи.
Отслеживали разведчики и судьбу американских военнопленных. Они отчитывались, что участников корейской войны из США и европейских армий в феврале 1952 года переправили по железной дороге из Читы в Молотов (так раньше называлась Пермь). В отчете написано, что плененные были в «хлопковой одежде для наматрасников советского типа». Вероятно, выражением cotton mattress-cover cloth агенты описали полосатую ткань на одежде осужденных. В документе написано, что у трех тысяч военнопленных не было знаков отличия, а чтобы перевезти их, понадобилось девять вагонов. Указано, что между собой плененные разговаривали по-английски.
Агенты спецслужб редко писали отчеты об обычной жизни граждан, основываясь на собственных наблюдениях. Чаще всего они отправляли мониторинг советских газет, о жизни в Читинской области в ЦРУ узнавали из «Забайкальского рабочего».
Например, один из отчетов в августе 1949 года касается животноводства. Весь он состоит из переведенных статей читинской газеты, где говорится, что по плану трехлетки каждый колхоз Читинской области к концу года должен был иметь четыре вида ферм: с коровами, овцами, свиньями и домашней птицей. Власти требовали создать восемь новых ферм с овцами, 33 — со свиньями и 231 — с птицами. Еще область не справлялась с планом по производству молока, так как в среднем каждая корова в год давала по 656 литров молока, а должна была по 1,3 тысячи литров.
Из другой статьи американцы узнали, что здравоохранение Читинской области получило 100 миллионов рублей в том же 1949 году. Известно, что тогда было 10 тысяч медицинских работников, а по плану правительства в регион должно было приехать еще 300 докторов и 400 человек среднего медперсонала.
Состояние экономики иллюстрировала статья о торговле. В ней указано, что некий магазин с названием «Гастроном» вдвое увеличил ежедневную выручку 1 марта 1949 года. Отдельно отмечается большое поступление в магазин колбасы, сыра и растительного масла. Другой магазин, названный в отчете «Особунивермаг», отличился тем, что увеличил продажу кошельков и наручных часов. Также в Чите продали больше велосипедов.
«Забраб» отчитывался, что в 1949 году рейс Чита — Москва летал пять раз в месяц: каждое 2-е, 8-е, 14-е, 20-е и 26-е число. При этом в разные города каждый день летало по 11-12 человек.
Показателем в социологическом исследовании было образование. В одном из отчетов за 1949 год говорится, что читинский педагогический институт окончили 96 учителей. В новом учебном году планировали закрыть 275 мест на очном обучении, еще 400 — на заочном.
Агенты самостоятельно, не ссылаясь на журналистов, исследовали состояние железной дороги. В 1950 году они оценили участок дороги между Свердловском (сейчас Екатеринбург) и Читой и пришли к выводу, что она плохая. В отчете указано, что на этом участке поезда двигались медленно из-за плохого состояния дорожного полотна, а подвижной состав нуждался в ремонте. При этом на востоке Читы железная дорога оказалась получше.
Пассажирам же, согласна документу, было сложно купить билеты на поезд для поездки по Транссибу из-за нехватки пассажирских вагонов. Отправивший отчет агент разведки пришел к выводу, что перевозки и поездки на Дальний Восток остаются для Советского Союза проблемой, несмотря на завершение строительства Байкало-Амурской магистрали (БАМа).
Комментарии