К начальной и старшей добавится подростковая. В Тазовском в течение двух дней работала творческая группа, состоящая из педагогов, профильных специалистов и приглашённого эксперта. Они разбирали теорию, знакомились с практиками и сами готовили предложения для перехода к «Школе ступеней». Образовательная модель предполагает разные подходы к ученикам разного возраста.
Анализ успешных практик по созданию школы нового формата открывает двухдневную педагогическую сессию. Она собрала вместе руководителей образовательных учреждений района, их заместителей, учителей, а также специалистов профильного департамента. В качестве приглашенного эксперта – советник губернатора Ямала, кандидат педагогических наук Ирина Сидорова. Задача – разработать дорожную карту для перехода к «школе ступеней».
«Прежде всего, это связано с особенностями возраста – начального школьного, среднего или старшего школьного возраста. В каждом возрасте есть особенности детской психики, особенности развития умственных возможностей. И учебная среда, школьная среда и ресурсы учителей должны быть подстроены под эти особенности», - говорит Ирина Сидорова, советник Губернатора ЯНАО.
Ирина Сидорова добавляет – в младших классах ситуация проще. Исторически сложилось так, что начальная школа даже расположена отдельно. Разделить на ступени подростковую и старшую школу сложнее. Ведь дети даже учатся в одних и тех же кабинетах, где, к примеру, регулировать высоту парты под рост каждого конкретного школьника просто невозможно. Плюс технологии обучения и способы общения с учащимися пятых и одиннадцатых классов должны быть разными. Подросток должен искать, ошибаться и вместе с педагогом находить верные решения.
«А к старшему возрасту, мы уже формируем самостоятельность и ответственность детей. И мы ожидаем, что они делают свой выбор. Что много самостоятельной работы и на уроке и дома. С текстами, с заданиями. И учитель тогда выступает в качестве консультанта. Он дает рекомендации, как лучше сделать. А вся ответственность и вся деятельность находится внутри самого старшеклассника. Когда мы не разделяем обучение по возрастам, мы неизбежно начинаем с 11-классниками сюсюкаться как с маленькими детьми и говорить: «Дети, откройте учебник, возьмите вот эту задачу». Само обучение должно стать в старших классах другим. Там работа организуется в группах, как правило», - рассказывает Ирина Сидорова, советник Губернатора ЯНАО.
Сегодня в школах районного центра обучаются свыше двух тысяч детей, в остальных поселениях в общей сложности порядка 1400. В Тазовском для создания школы нового формата есть все необходимые ресурсы, говорит руководитель Департамента образования района. Здесь строится новая школа, есть учреждения спорта, школа искусств, Дом творчества, мобильный технопарк и многое другое.
«Другая ситуация у нас в поселениях далеких, где имеется одна общеобразовательная организация и там будет реализовываться другая модель. Очень большое внимание, в первую очередь, будет уделяться старшей школе и подростковой школе для того, чтобы мы смогли детей подготовить, выпускников самостоятельных, умеющих быть успешными в жизни. Для этого в подростковой школе будет создаваться ситуация проб и ошибок, умение принимать решение», - рассказывает Алевтина Тетерина, начальник Департамента образования Тазовского района.
По результатам двух дней работы обозначены основные шаги по реализации проекта «Школа ступеней». Она начнется со следующего учебного года.
Комментарии