Первая очередь креативного кластера в «Сколкове»: Московский кластер видеоигр и анимации
Мэр Москвы Сергей Собянин открыл первую очередь нового креативного пространства в инновационном центре «Сколково», названную «Московский кластер видеоигр и анимации». Это уникальный комплекс с полноценной инфраструктурой для разработки игрового и анимационного контента, а также с поддержкой на всех этапах создания и выхода продукции как на отечественный, так и на международный рынок.
Эта новость стала главным событием I Московской международной недели видеоигр, проходящей в эти дни в столице.
Значение создания кластера
«Нравится нам это или нет, хотим мы этого или нет, — отметил мэр, — но мы все больше погружаемся в виртуальную реальность, а молодёжь вовлекается в видеоигры, анимацию и медиаконтент. Уже порой удивляешься, насколько ребята погружены в телефоны и гаджеты, даже друг друга не замечая. Такой технологический прогресс — неизбежность. Вопрос в том, какой контент они потребляют, какие видеоигры используют и чьё производство предпочитают: отечественное или зарубежное. Очень важно, чей это контент — и с какой целью он создаётся, какую идейную нагрузку несёт. В Москве есть большой потенциал для создания собственной индустрии видеоигр. Мы вместе с экспертами создали профильный хаб — центр производства видеоигр, фактически — новую московскую индустрию. Здесь полностью развитая инфраструктура, привлекательный налоговый режим. Это лишь первый этап. На следующем этапе планируется расширение площадью более 70 тысяч квадратных метров, появится медиацентр, центр анимации, создастся синергия видеоигр, анимации и медиа-ресурсов. В итоге получится уникальный, конкурентоспособный в мировом масштабе хаб», — подчеркнул Сергей Собянин.
Рationale и международный контекст
«Решение о создании этого кластера было принято по результатам диалога с представителями отрасли», — отметил мэр. Аналогичные кластеры есть в Китае, Бразилии, Объединённых Арабских Эмиратах, Саудовской Аравии и других странах. Однако в мире отсутствует аналогичное объединение, сочетающее видеоигры, анимацию и медиатехнологии в рамках одного пространства — как планируется в «Сколкове».
Комплекс возможностей и инфраструктура
Кластер видеоигр и анимации открылся в ноябре 2025 года. Его составляют три корпуса общей площадью 55 тысяч квадратных метров, оборудованные для полного цикла разработки. Среди доступных ресурсов:
— Центр обработки данных;
— Студия захвата движений (motion capture), создающая реалистичную графику, сравнимую по качеству с кинофильмами;
— Студия звукозаписи для саундтреков и озвучивания;
— Студия фотограмметрии;
— Кинотеатр с высоким разрешением и точной цветопередачей для просмотра и финальной редакции продукции.
Также в кластере размещён самый крупный в России медиаэкран площадью около 800 м², расположенный по всему периметру атриума с сохранением панорамного обзора и естественного освещения. В центре — уникальная цифровая инсталляция, представляющая собой зонтоподобную архитектурную конструкцию с медиаповерхностью 191 м².
«Здесь работают офисы, выставочные пространства, коворкинги, образовательный лекторий, киберспортивная арена и зоны отдыха — всё для комфортной работы резидентов», — подчеркнул Мэр Москвы в своём канале.
Ключевые участники и поддержка
По итогам конкурса за статус резидентов было отобрано 41 компанию: 33 видеоигровых студии и 8 анимационных. Среди них — ведущие российские разработчики: Game Art Pioneers, Watt Studio, Geeky House, Black Caviar Games, Terrabyte Games, а также студии «Аэроплан», «Ярко», Platoshka и другие.
Партнёрами кластера выступают 24 крупные ИТ-компании, такие как Сбер, VK, «МТС», Институт развития интернета — обеспечивающие технологическую поддержку и консультации для инновационных проектов.
Резиденты получают льготы от фонда «Сколково»: налоговые каникулы (от 0% на прибыль и имущество в течение 10 лет), освобождение от НДС (кроме импортного налога), возмещение таможенных пошлин на исследовательские товары и иные меры поддержки.
«У нас богатый опыт в создании кластеров киноиндустрии — «Москино», платформы «Москино», парка «Москино». Можно применить аналогичный подход для видеоигр и анимации», — отметил мэр.
Международное продвижение и развитие
Резиденты клуба получают помощь в выходе на зарубежные рынки и продвижении своих продуктов на международных фестивалях. В 2026 году планируется организация бизнес-миссий в Китай, Индонезию и другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Также регулярно проводятся отраслевые конференции, выставки, демодни, питч-сессии, хакатоны и кейс-стади — для обмена опытом и поиска новых идей.
План расширения
На 2026 год запланировано открытие второй очереди кластера — 74 тысяч квадратных метров, включающих центры тестирования, студии виртуального производства, а также офисные площади для стартапов и профильных компаний. В результате общей площади в 129 тысяч м² создастся глобальная экосистема для разработки и производства медиаконтента.
В рамках Московской международной недели видеоигр, проходящей на площадке «МосХаб. Сколково», в 5G-демоцентре представлены современные технологические разработки:
— Робот-городовой «Патрульный» (ООО «Гумич РТК») — автономное устройство предназначенное для обхода территорий в любое время суток, оборудованное камерой с обзором 360°, тепловизором, громкоговорителем и сиреной. Оснащено системами распознавания лиц и вызова экстренных служб.
— AeroMed (ООО «Арджента») — VR-симулятор для тренировки авиамедицинских бригад, позволяющий отрабатывать навыки предоставления неотложной помощи во время воздушной эвакуации.
— VR-устройство бионического зрения (ООО «Сенсор-Тех») — виртуальный симулятор, моделирующий визуальные ощущения для пациентов с нейроимплантами Elvis V. Разработан для обучения реабилитологов и специалистов, работающих с лицами после вживления зрительных имплантов.
— Промышленная платформа дополненной реальности «Иксар» (АО «Инлайн групп») — предназначена для удаленных консультаций, обучения и повышения эффективности работы на предприятиях, включая строительство и ЖКХ, обеспечивая безопасность и контроль процессов в реальном времени.
Международная неделя видеоигр в Москве
С 27 ноября стартовала I Московская международная неделя видеоигр, которая завершится 30 ноября. В мероприятии участвуют свыше 330 площадок города — компьютерные клубы, магазины электроники и учебные заведения профильных специальностей.
В рамках деловой программы планируется участие около 200 специалистов из России и 20 стран мира, включая Китай, Индию, Вьетнам и Казахстан. Они обсудят развитие отрасли, инструменты продвижения, меры государственной поддержки и создание виртуальных миров на основе национальной культуры и истории. Также запланированы встречи российских и зарубежных представителей индустрии для обсуждения совместных проектов.
Ключевые спикеры мероприятия включают Мин Ле — ведущего разработчика, создателя Counter-Strike; Александра Егорова — руководителя медиа- и инди-направления VK Play; Андрея Воронкова — заместителя генерального директора Института развития интернета; Алексея Копцева — гендиректора Cyberia Nova; Максима Флера — президента Федерации компьютерного спорта Москвы; Михайла Акулова — сооснователя проекта Hobby World; Артемия Большакова — руководителя Game Art Pioneers; а также популярных стримеров, гонщиков и редакторов игровых порталов.
В «Сколково» пройдут деловые сессии по четырем тематическим блокам:
— «Технологии индустрии» — этапы создания игр, маркетинговые стратегии, развитие успешных проектов;
— «Игрок решает всё» — способы удержания аудитории и кадровое обеспечение индустрии;
— «Игровая экосистема» — государственная поддержка, правовые аспекты, истории успеха мелких команд;
— «Тренды индустрии» — перспективные направления развития.
Параллельно работает выставка более 60 московских компаний, демонстрирующих свои проекты и новинки. Среди участников — крупные разработчики и издатели, такие как 1C Game Studios, «Фогейм», Astrum Entertainment, а также создатели культовой визуальной новеллы «Зайчик» и первого российского гоночного симулятора с отечественными трассами.
Кроме того, программа включает мастер-классы, кинопоказы, лекции и кибертурниры. В их проведении участвуют игровые клубы из 83 регионов России.
28–29 ноября в Московском кластере видеоигр и анимации в «Сколкове» пройдут:
— «Moscow Game Hub Basket Cup» — турнир по NBA2K с участием профессиональных игроков и команд Media Basket: Rocket Team, AUF Team, Blatosphera, Hoops. За команду Rocket Team выступит один из лучших российских баскетболистов — Тимофей Мозгов.
— Финал отборочных игр на чемпионат мира по Point Blank, организованный «Фогейм». Лучшие команды посоревнуются за право представить страну на PBIC26, а зрители смогут наблюдать матч онлайн.
— «Московский киберспортивный суперкубок», организованный при поддержке Федерации компьютерного спорта Москвы, в котором выступят известные стримеры и игроки по «League of Legends»: General_HS, Nomanz, Diamondprox, Dimill.
Особое внимание уделяется «Ночи видеоигр», которая пройдет с 29 на 30 ноября на площадке «VK Play Арена». В эту ночь территория превратится в интерактивный игровой клуб с зонами ретро-игр, мастер-классами по настолкам, зонами для свободной игры и конкурсами. В числе гостей — чемпион мира по Counter-Strike Михаил Dosia Столяров и популярный стример Дмитрий Recrent Осинцев. Также выступят DJ Smash и Tony Watkins Band, а руководитель издательства Astrum Entertainment, известного как издатель «Atomic Heart».
Комментарии