Лес, переживший войну

2021-11-01 16:10:40

Многим соснам и елям здесь – более ста лет, как утверждают в ГПБУ «Мосприрода».

Память войны

Мы привыкли считать, что крайней линией обороны Москвы было Крюковское шоссе – дорога от станции Крюково к Ленинградскому шоссе, которая существовала еще до войны, а теперь является частью Панфиловского проспекта. Понятно: здесь расположен мемориал «Штыки», установлен знак «Рубеж 1941 года». И линия фронта реально проходила вдоль Крюковского шоссе. Расположенная к северу от него деревня Матушкино была почти полностью разрушена, а к югу Савелки остались целы. Многие матушкинцы, кстати, пережидали самые страшные дни войны у соседей, в Савелках.

Но неправильно было бы думать, что линия фронта – это только дорога, по одну сторону которой в кювете сидят наши, а по другую гитлеровцы. Линия фронта – это широкая нейтральная полоса, куда без необходимости, без приказа не суются ни свои, ни чужие. А за этой полосой с обеих сторон – окопы, укрепления, колючая проволока и наблюдательные пункты. Один такой наблюдательный пункт располагался на опушке леса, существовавшего здесь еще до войны. Если от площади Юности пойти по границе 1-го микрорайона, по улице Злобина, то очень скоро по правую руку откроется тот самый лес, свидетель войны. А если дойти до дошкольного отделения 842-й школы и свернуть направо, в сам лес…

Вот он, знак «Рубеж обороны».

«В этом лесу с 2 по 8 декабря 1941 года располагался 1199 -й стрелковый полк 345- й стрелковой дивизии. Командир полка – полковник Беляев М.И. Комиссар полка – Пашков Н.С. Командир дивизии – полковник Алексеев Д.Ф. Комиссар дивизии – Белобородов В.И.» – гласит надпись на плите из нержавеющей стали на валуне. Да, да, Алексеев – тот самый, в честь которого (но уже генерала) назван один из проспектов Зеленограда.

А рядом, метрах в 30, мемориальный комплекс под названием «Наблюдательный пункт». Здесь, на чуть выдающемся из общего уровня земли холмике, низенькими бетонными стенками обозначены границы траншей, из которых наши солдаты наблюдали за врагом, засевшим по ту сторону Крюковского шоссе. И кирпичная стенка с памятной табличкой.

Сейчас, конечно, от траншей нет и следа, а в пространстве между стенками растут цветы. Прикоснитесь к ним – они растут на святой земле. На валуне и у памятного мемориала – свежие цветы. Мы помним.

А опушка того самого леса вдоль улицы Злобина и впрямь перепахана, перекопана. Где окоп чудится, где блиндаж. Может быть, это те же следы войны.

По лесным тропам

Зеленоградцы, которые живут здесь давно, еще помнят летний кинотеатр в этом лесу. Даже я, приехавший сюда в 1992-м, видел его развалины – сейчас их, конечно, уже не осталось. Есть поляна посреди леса, возле которой оборудовано место для пикника. Но мы идем дальше. Воздух напоен ароматом хвои, аж легкие распирает. Сосны – громадные…

На Яндекс-картах метрах в 300 от той пикниковой площадки, в стороне от асфальтированной дорожки, указан некий ориентир под названием «Радищевская сосна». Увы, никаких сведений об этой сосне на просторах интернета найти не удалось, кроме того, что «график работы не указан». Впрочем, там много сосен, которые наверняка помнят войну, а может быть, и заблудившегося в этих местах Радищева. Да и любимым Яндекс-картам в этом отношении далеко не всегда можно доверять: называли же они когда-то проезд вдоль «Флейты» улицей Фрунзе, каковой в Зеленограде отродясь не было.

Назад к цивилизации

Свернув с дорожки, идем по лесу и скоро попадаем к руслу небольшого ручья, через которое, однако, перебраться непросто. Приходится возвращаться на асфальт, а там через ручей переброшен мостик. Здесь уже слышен шум Ленинградки.

А вот и стадион «Элион», который в очередной раз меняет владельцев, и какова судьба этого уникального места – неизвестно до сих пор. Пока что здесь лишь поле для тренинга собак, площадка для пейнтбола да еще какой-то пикниковый клуб.

Дальше – возврат в цивилизацию. В то, что этот лес пережил войну, поверить несложно – достаточно взглянуть на необъятные пни, оставшиеся от старых деревьев, высоченные сосны. Сейчас, конечно, по лесу проложена сеть дорожек, можно гулять спокойно. Но когда-то здесь ревели двигатели танков, стучали пулеметы. Старые сосны это помнят.