Из-за аномального январского потепления не дожили до итоговой выставки арт-фестиваля, которая состоится в Раифском монастыре 19 января, ледовые скульптуры, изготовленные в рамках творческого мероприятия. По этой же причине пришлось отказаться от идеи экспонировать прямо на льду Раифского озера живописные полотна, созданные участниками фестиваля.


Условия для участников проекта довольно строгие: за 11 дней они должны создать работу — ледовую скульптуру, живописное полотно или другой арт-объект, которые бы несли в себе черты как православной, так и мусульманской культуры, причем надо найти и зафиксировать среди этих черт нечто общее.

С 8 января в Раифе живут и работают 23 художника, приехавшие сюда для участия в проекте "Соприкасание культур". Условия для участников проекта довольно строгие: за 11 дней они должны создать работу — ледовую скульптуру, живописное полотно или другой арт-объект, которые бы несли в себе черты как православной, так и мусульманской культуры, причем надо найти и зафиксировать среди этих черт нечто общее.

География участников арт-фестиваля велика — Казань, Зеленодольск, Елабуга, Ижевск, Москва, Орехово-Зуево, Санкт-Петербург, Кемерово, Салават... Для успешного погружения в пограничный мир двух религий художникам предоставили номера в монастырском Доме паломника, питание и по два чистых холста — для мусульманской и православной частей будущего диптиха. А еще свозили на экскурсии в древний город Болгар и мечеть Кул Шариф, где творцы смогли погрузиться в мир ислама, поскольку в мир православия их успешно погружали в стенах самого Раифского монастыря.

Художник, скульптор, дизайнер из Ижевска Виталий Окунь приехал в Раифу по приглашению организаторов фестиваля, который проводится с благословения митрополита Казанского и Татарстанского Феофана при поддержке республиканских минкульта, госкомитета по туризму, государственного музея-заповедника "Казанский Кремль" и Союза художников РТ.

— Задание, конечно, очень необычное. И довольно деликатное. По простому пути я решил не идти, хотя вариантов у меня было много, — рассказал корреспонденту "Вечерней Казани" Окунь. — Остановился на своих воспоминаниях от посещения в Стамбуле всемирно известного памятника византийского зодчества — собора Святой Софии. Для меня это одна из самых мощных точек соприкосновения христианства и ислама. Тысячу лет этот храм был православным, затем 500 лет был мечетью. Поэтому вы видите: здесь у меня с одной стороны Византия с Константинополем, с другой — Турция со Стамбулом. Прекрасно, что этот собор сохранился до наших дней. И жаль, что сейчас он имеет статус музея.

Председатель Союза художников РТ Зуфар Гимаев тоже решил выполнить полученное задание, как он выразился, не "лобовым" способом.

— Решил написать праздник, который всегда проходит на Крещение Христово в Раифе, — демонстрирует он свою работу. — Ведь сюда в этот день приезжают и мусульмане, и христиане. Да кто только не приезжает! Кто-то погулять, кто-то за водой, дети с удовольствием играют среди ледовых скульптур. Татарстан в этом отношении — пример для всех остальных регионов. Пообщавшись с художниками из других городов, я услышал от них, что не везде существует подобная толерантность. Поэтому очень важно, что именно здесь, у нас, проводится такой фестиваль.

На втором своем холсте Гимаев решил изобразить наместника Раифского монастыря отца Гавриила.

— Он знает, что я начал, я за ним все время наблюдаю, возможно, придет даже ко мне, — улыбается художник. — Попробую успеть до 19 января. Работаю и днем и ночью.


У Галины Анютиной из Набережных Челнов центром мусульманской части композиции стал молитвенный коврик, православной — Грузинская икона Божией Матери. Именно эти символы, по мнению художницы, объединяют представителей двух вероисповеданий: православному икона для молитвы нужна так же, как мусульманину — намазлык.

Казанская художница Альфия Ильясова пишет на обоих холстах архангела Гавриила, который в исламе носит имя Джабраил. Отличаются изображения тем, что на мусульманской половине диптиха у ангела нет лица.

Участница арт-фестиваля из Санкт-Петербурга Мария Анохина хоть и живет в своем родном городе неподалеку от действующей мечети, но впервые в жизни оказалась внутри мусульманского храма только в Казани.

— У нас как-то туда не своих не пускают. Правила посещения, видимо, жестче, — предполагает жительница Питера.

Тот факт, что в Казани можно свободно войти в мечеть, посмотреть, как там все устроено, и даже послушать, как идет служба, до глубины души поразил и Юлию Русакову из Орехово-Зуево, посетившую Кул Шариф.

Правда, показать нам свое видение "соприкасания" двух религий Юлия не отважилась, сославшись на то, что работа пока не закончена. Но концепцию картины вкратце обрисовала.

— Хочу отразить, что всех нас связывает любовь — любовь Бога, любовь человеческая, — сказала художница. — И религиозные убеждения здесь почти не играют никакой роли.

Увидеть все работы участников арт-фестиваля можно будет в Раифе в праздник Крещения, 19 января. Но из-за капризов погоды выставят картины не на льду озера, как задумывалось изначально, а во дворе Дома паломника.