Ювелирная работа в небе

2020-01-30 18:04:54

Если бы его винтокрылая машина могла оставлять в воздухе дороги-маршруты, то параллели и меридианы на глобусе возмутились бы от тесноты сосуществования рядом с ними. В горах Афганистана под огнём душманов он вывозил из свинцового ливня раненых солдат. На Таймыре, в районе бухты Вильде, летал опознавать НЛО. Барражировал над Черноморским побережьем, охраняя резиденцию Михаила Горбачёва в Форосе. Над Арктикой летал с космонавтами испытывать спецодежду и космическое оружие. Под Одессой в штормящем море спасал экипаж тонущего сухогруза «Волго-Балт-38». Со своим вертолётом Ка-27ПС, перекрашенным под «американца», снимался в художественном фильме «Проект «Альфа»…

Николай КАРДАШОВ

И это лишь малые отрезки воздушных дорог его винтокрылой судьбы. А сколько всего их было у военного лётчика первого класса Леонида Аникина, он и сам посчитать не может. «Налетал 5 тысяч часов, никого не угробил и вертолёт сохранил», – итожит он свою лётную биографию.

О его ювелирной работе в небе не раз писала и армейская российская пресса, и газеты Украины. Хотя сам он о внештатных ситуациях говорит скромно: «Приходилось поелозить…». «Поелозить» – это когда в глубокий снег Арктики его штурман укладывал доски, и на них командир вертолёта Аникин при почти нулевой из-за пурги видимости с точностью сапёра сажал тяжёлую машину. Сантиметр влево-вправо, и вековые торосы в белом безмолвии могли стать ледяным обелиском над местом посадки отчаянного экипажа.

И о полётах в небе Афгана Леонид Александрович рассказывает скупо: «Спасали экипажи товарищей, подбитые душманами. Вывозили из боя раненых солдат. Выкуривали боевиков из ущелий». О его четырёх афганских годах красноречиво говорят орден Красной Звезды, медаль «За отвагу» да бережно хранимая дочерью Аллой душманская пуля, застрявшая в дюралевой обшивке пилотской кабины отца.

В то, что сын простого работяги из Ижевска может стать асом-лётчиком, почему-то никто не верил. Но упрямый паренёк ещё школьником поступил в школу ДОСААФ и одиннадцатиклассником самостоятельно поднял в небо свой учебный Як-18. А вот мечту об истребителях «подправили» друзья, испугавшиеся высокого конкурса в училище лётчиков. И пришлось Леониду за компанию с ними поступать в Сызранское вертолётное училище.

Трехлетний курс обучения упрямый крепыш освоил за год, и смышлёного паренька оставили инструктором.

А тут подоспела любовь к лискинской девчонке. Людмила тоже была воспитанницей ДОСААФ, испытала она и притяжение неба, не раз прыгала с парашютом. О направлении мужа в Дальневосточный погранокруг узнала в роддоме. «Я туда не поеду – там же китайцы!» – кричала она молодому отцу из окна больничной палаты.

Инциденты на советско-китайской границе в ту пору были частыми. Под видом пастухов овечьих отар к нашей границе через высокогорные перевалы проникали нарушители. В один из таких дней над стадом баранов и явно вооружёнными «пастухами» в бреющем полёте пронёсся и вертолёт Леонида Аникина, оттесняя нарушителей от границы. А утром командир показал своему асу-пограничнику ноту протеста китайского МИДа: советский вертолёт с номером таким-то пролетел там-то, в результате чего пять человек получили ранения, а шестьсот баранов упало в пропасть. Но наши пограничники на китайскую выдумку не повелись и своего вертолётчика в обиду не дали. На счету экипажа Аникина было более ста задержанных нарушителей пограничного режима и сотни вовремя доставленных вертолётчиками к медикам больных, раненых, женщин-рожениц.

…С хитрой улыбкой рассказывает мой собеседник байку о московском корреспонденте, которого он возил писать репортаж о полярных пограничниках. Собрал журналист материал, а по дороге на Большую землю спрашивает: «Я вот не понял, а зачем вы сено с воздуха разбрасываете?» «Как, зачем?! – удивляются пилоты. – Тут же во льдах мамонта живого нашли и в Москву своим ходом гонят. А мы сено по пути и сбрасываем, чтобы он с голоду не околел…» На самом же деле пограничники-вертолётчики с воздуха подкармливали сеном северных оленей.

Одна из армейских газет рассказала о мужестве Леонида Аникина во время спасения людей в штормовом море. Тогда российский сухогруз «Волго-Балт-38» вышел из Одессы в ноябрьский шторм рано утром. При ветре в 30 метров в секунду и при шестибалльной волне. Про такую погоду говорят, что хороший хозяин и собаку из дома на улицу не выпустит. Старое судно выпустили, и у острова Змеиный озверевшие волны буквально разбили утлый корабль на части. Нос моментально ушёл в пучину, а на обломках кормы жались члены экипажа. Рядом беспомощно барахтался в волнах плот с людьми. Сигнал «SOS» спасательная служба судоходной компании «Власко» приняла, но кого пошлёшь в штормовой ад на помощь тонущим морякам?

Радиограмму с криком о помощи приняли пограничники-вертолётчики. Но инструкция запрещала поднимать машины в воздух при ветре более 20 метров в секунду. А тут все 30! Перехлестнёт ветер несущие винты вертолёта-спасателя, и экипаж вместе с машиной окажется на морском дне раньше спасаемых. По этой же инструкции командир вертолёта имел право отказаться от полёта.

Но у пограничников есть неписаное правило: своих не бросать! И майор Леонид Аникин добровольно поднял в грозовое небо с почти нулевой видимостью свой Ка-27ПС. Вот и остров Змеиный, возле которого волны буквально атаковали торчащую из них корму сухогруза и людей на ней. Снайперскому заходу на цель вертолётчика Аникина научили стреляющие горы Афганистана и острые ледяные торосы Арктики. Спасательное кресло на тросе аккуратно спустили отчаявшимся морякам. Болтающийся вертолёт Аникин еле удерживал, когда поднимали человека в корзине.

За полтора часа напряжённой работы удалось поднять семерых. Но эти часы в смертельных виражах над бушующим морем не только добавили «инея» в виски экипажу, но и сожрали «горючку» – до Одессы уже не дотянуть. В довершение ко всему, заклинило трос лебёдки – ни поднять её, ни опустить. А на сухогрузе остался капитан и люди в резиновой лодке. Со спасёнными на борту вертолёт Аникина взял курс на ближний Арциз. Там Леонид узнал, что на смену ему вылетел второй экипаж смельчаков, а лодку с людьми прикрыл собою огромный теплоход «Леонид Собинов».

За спасение экипажа сухогруза вертолётчика Леонида Аникина командование представило к званию Героя. Но, как это нередко бывает, «в верхах» ограничились внеочередным присвоением звания. Но подполковник Аникин славы не искал и не ищет. Сегодня он на общественных началах работает заместителем председателя Совета ветеранов Лискинского района. Лёгкий на подъём, Леонид Александрович часто встречается со студентами и школьниками.

Сменив штурвал боевой машины на руль старенькой «семёрки», вместе с внучкой и сыном участвует в патриотических автопробегах по историческим местам малой родины. А в день начала войны, 22 июня, вместе с лискинскими ветеранами пограничной службы приходит в рассветный час к пограничному знаку у Аллеи воинов-интернационалистов и зажигает свечу памяти в честь товарищей по оружию. Потому что он сам – и пограничник, и офицер, а значит, честь имеющий.

Источник: газета «Коммуна» | № 7 (26955) | Пятница, 31 января 2020 года

 

Последние новости

30.01.2020
Суматошное новаторство
30.01.2020
Портреты провинциального города
30.01.2020
Почему расстреляли организаторов переписи
30.01.2020
Вести
30.01.2020
Социум
30.01.2020
Приз «Коммуне» от Никитинки
30.01.2020
«Русское лето» случится весной
30.01.2020
Хорошие новости