Как визит в Узбекистан воронежской делегации во главе с губернатором Александром Гусевым поможет укрепить стабильность в азиатско-тихоокеанском регионе

3-4 августа в Ташкенте - столице Узбекистана - состоялся III форум глав регионов стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).

ШОС - межгосударственное объединение, учреждённое в 2001 году в неформальной столице Приморского Китая – Шанхае, прочно завязанного на глобальные финансово-экономические контакты. Его задача - координация действий КНР, России, Индии, Пакистана и четырёх стран Средней (Центральной) Азии, которые представляют собой крупный регион, имеющий особое значение для Москвы, Пекина, Исламабада и Дели.

Стоит отметить, что Воронежская область стала одним из немногих регионов РФ, приглашённых к участию в ташкентской встрече, предваряющей саммит ШОС, - он намечен на 15 и 16 сентября текущего года с местом проведения в узбекском Самарканде.

Другими участниками встречи с российской стороны стали руководители Санкт-Петербурга, Челябинской, Астраханской, Омской и Самарской областей, которые ещё со времен Екатерины II были и остаются «воротами» нашей страны в Центральную и Южную Азию. Такой перечень регионов тем более уместен, что на сентябрьском саммите ШОС в эту организацию намерен официально вступить и Иран, - сосед Астрахани по Каспийскому морю.

Кстати, ещё в начале июля текущего года Воронежская область не фигурировала в обнародованном списке делегации, однако её реальный вес в современном народнохозяйственном балансе сыграл свою роль. Дело в том, что сегодня наш регион занимает I место в России по объёму производства масложировой продукции и II место по производству сахара, что делает его значимой территорией как раз в рамках ШОС. Об этом – чуть позже, а пока несколько слов об исходных позициях.

Как отметил губернатор Александр Гусев, в минувшем году товарооборот Воронежской области со странами ШОС уже увеличился более чем наполовину (в цифровом выражении - на 53%) и составил 563 млн долларов. Он также отметил, что регион «… обладает существенными ресурсами для наращивания своего экспортного потенциала и заинтересован в расширении экспорта и его диверсификации».

Это серьёзное замечание. Особенно если учесть присутствие в составе воронежской делегации двух вице-губернаторов – Виктора Логвинова и Данила Кустова, один из которых курирует собственно АПК, а второй – программу «новой индустриализации», которая должна помочь нашим аграриям перейти к глубокой, технологичной переработке сельхозпродукции, чтобы основная часть прибавочной стоимости в этом секторе оставалась всё-таки в самом регионе. Задача непростая, ведь с выходом воронежского агропрома на оперативный простор будет расти соблазн увеличить прибыли за счёт привычной сырьевой «валовки», - рынок есть рынок - и здесь важно не поддаться сиюминутному ажиотажу, упустив время на модернизацию своего АПК.

Губернатор Александр Гусев отметил и укрепление прямых связей нашей области с самим Узбекистаном. По его данным, в минувшем году общий товарооборот вырос на 43% и равнялся 82 миллионам долларов. При этом центральноазиатская республика с её 35-миллионным населением активно ввозит продукцию воронежских масложировых предприятий, пшеничную муку, кондитерские и мучные изделия, крахмал, сыры, йогурты и сахар. Общий рост за 2021 год составил 10%. В свою очередь, Воронежская область готова расширять объёмы узбекского продовольственного экспорта – фрукты и сухофрукты, овощи и орехи.

Кроме того, в Воронеже заинтересованы в организации совместного промышленного садоводства с применением традиционных для Центральной Азии экологичных, щадящих технологий, а также в создании современных селекционных центров для садоводства и растениеводства, тем более что это направление в Узбекистане получило хороший импульс к развитию ещё в советскую эпоху.

Отдельным пунктом пребывания нашей делегации в Узбекистане стала встреча с хокимом (главой исполнительной власти) Кашкадарьинской области Муротжоном Азимовым, чтобы обсудить перспективы расширения воронежского продовольственного экспорта. Для того чтобы точнее оценить эти контакты, приведём немного статданных по этой области и её соседям.

Итак, Кашкадарьинская область - площадь примерно 28 тыс. кв. км (почти в 2 раза меньше Воронежской), население – около 3,2 млн чел, или на 1 млн больше, чем воронежцев. Примыкает к другим регионам и странам – Самаркандская область Узбекистана (население около 3,8 млн человек), а также Туркменистан (Лебапский велаят – бывшая Чарджоуская область), Афганистан (северная часть, населённая в основном узбеками), Таджикистан (западные районы).

Словом, это своего рода опорная точка в не самой стабильной части Центральной Азии, на стыке границ нескольких государств, поэтому социальный мир в этом регионе значит много не только для Узбекистана. А социальный мир держится, в том числе, и на продовольственной безопасности.

И здесь, оценивая, казалось бы, локальное событие в Ташкенте, не обойтись без учёта внешнеполитических аспектов, ведь Центральная Азия – это огромный регион, в стабильности которого жизненно заинтересованы и Россия, и Китай, и Пакистан с Индией, а теперь и Иран. Китай и вовсе только что вступил в период нарастающего конфликта с США и хочет обезопасить свой западный тыл – центральноазиатские исламские республики. Россия заинтересована в том же самом – на своём южном фланге.

Для этого необходимо, чтобы регион был обеспечен продовольствием в рамках традиционного рациона большей части его жителей – белый хлеб, сахар, масло. Нашей стране и её областям – лидерам сельскохозяйственного производства – отводится здесь роль продовольственного балансира.

Многие помнят, как засуха 2010 года привела к резкому снижению зернового экспорта из России в страны Северной Африки, и как потом правящие режимы этих стран были снесены волной народных беспорядков, вызванных ростом цен на основные продукты питания арабской улицы – всё ту же пшеничную муку, сахар и растительное масло. Кстати, в тот год воронежские эксперты были одними из тех, кто точно предсказал последствия горячего лета-2010 года, включая остановку зернового и ограничение сахарно-масличного экспорта из России.

И ещё несколько фактов из текущей повестки ШОС. В преддверии сентябрьского саммита сразу 10 стран-наблюдателей подали заявки на повышение своего статуса в рамках данной организации. Обращает внимание на участие в этом списке ведущих нефтегазовых монархий Персидского залива – Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Катара, а также Сирии и Египта - крупнейшей страны арабского мира с населением в 104 млн человек. Так что для отдельно взятого региона России участие в работе ШОС – это серьёзно. А воронежцы, надо полагать, своего не упустят.