Зачем губернатор Александр Гусев прервал свой отпуск?

2021-04-08 12:34:28

Главные события минувшей недели глазами обозревателя «Коммуны» Рауфа Ахмедова

Прошедшая неделя принесла с собой несколько информационных поводов, которые показывают, что даже в условиях ковидных осложнений Воронежская область сохранила устойчивую динамику развития. Теперь по порядку.

1. Лидерство по организации госзакупок

Всероссийский XVI форум-выставка «Госзаказ» в Москве признал наш регион лидером 2020 года по таким номинациям, как «Нормативная база закупок региона» и «Снятие административных барьеров и обеспечение доступности информации о региональной системе государственных закупок».

Термины, казалось бы, несколько далёкие от повседневных забот рядовых граждан, однако суть формулировок обнадёживает: бюджетные деньги, которые идут в социальную сферу и на государственное стимулирование экономики (в том числе на рост инвестиционной привлекательности), идут по назначению. Кроме того, порядок и ясность в госзакупках отпугивает таких претендентов на роль поставщиков услуг и товаров, чья репутация, мягко говоря, вызывает смутные сомнения.

2. В топ-10 по качеству городской среды

Воронёж вошёл в десятку крупнейших городов России по индексу качества городской среды, который формирует Минстрой РФ. Следует помнить, что от места, которое тот или иной город занимает в данном рейтинге, зависит и размер субсидий, которые он получает из федерального бюджета на свои неотложные нужды. О субсидиях и нуждах столицы Черноземья – чуть ниже, а пока - о некоторых показателях индекса Минстроя.

Итак, по уровню жилья и прилегающих к нему пространств Воронеж находится выше средней отметки в числе крупнейших городов Федерации. Можно предполагать, что если в нашем миллионном городе наконец-то приживутся культура обращения с бытовыми отходами и бережное отношение к газонам, детским площадкам и дворовым территориям, которые изрядно страдают от вандалов и беспардонных парковок, то Воронеж сможет подняться сразу на несколько пунктов. Будем надеяться.

Самую низкую оценку по шести параметрам индекса Воронеж получил за социально-досуговую инфраструктуру и прилегающие пространства. Здесь удивляться особо нечему: строительный бум последних лет ставит во главу угла такой показатель, как квадратные метры жилплощади. Прочие «квадраты» отходят на второй план, и эту ситуацию всё равно придётся выравнивать. Хотя бы для того, чтобы рассчитывать на федеральные дотации, без которых Воронеж вряд ли сможет решить свою, пожалуй, главную инфраструктурную проблему – транспортную.

Условия, в которых давно находится дорожная сеть города, не оставили ей привычных путей развития. Всего три моста через водохранилище, всего три виадука через железную дорогу и планировка центральных улиц, сохранившаяся со времён Екатерины Великой, да при втором месте в ЦФО по числу автомобилей в городской черте – это признаки тупика.

Стоит отдать должное властям. Уже не первый десяток лет они пытаются хоть как-то расшить узкие места – то окружной автострадой, то починкой виадуков и строительством крупнейшей развязки на Остужева, или хотя бы пешеходной «зоной выходного дня» на проспекте Революции, но это лишь вынужденные полумеры. Историческую планировку Воронежа с их помощью не объедешь. А для решительных мер – «резать, не дожидаясь перитонита» - нужны весьма серьёзные федеральные средства. И рейтинг Минстроя для нас – показатель значимый.

3. Четыре города области - в числе самых комфортных в России

Кроме областного центра, Минстрой России признал ещё четыре воронежских города одними из самых комфортных в стране по индексу качества среды обитания. В их числе - Калач, Павловск, Россошь и Лиски. Показатели в других 11 городских поселениях региона оцениваются как «неплохие», а в целом по качеству городской среды наша область заняла 28-е место среди 85 субъектов Федерации.

Стоит обратить внимание на то, что в руководстве региона эту новость встретили без лишних фанфар и грома литавров. По словам главы регионального департамента ЖКХ и энергетики Максима Зацепина, «… благодаря поддержке федерального центра и губернатора Воронежской области нам удалось сделать города, в том числе малые, немного комфортнее». При этом в 2020 году на благоустройство 20 общественных и 98 дворовых территорий области в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» было направлено 838 млн рублей, а в 2021 году запланировано благоустройство 21 общественной и 141 дворовой территории.

Динамика налицо, однако все понимают, каковы масштабы общей задачи и объём вложений, которых она требует. Тем более что одна из целей программы состоит в том, чтобы развернуть не самый благоприятный тренд в жизни регионов, проявившийся в последние 10–15 лет - концентрацию населения в областных центрах.

Тот же Воронеж, в позднесоветские годы замерший на отметке в 800–840 тысяч человек, довольно быстро перешел в разряд городов-миллионников, втянув в себя десятки тысяч сельчан. Всплеск численности населения спровоцировал массу проблем для городской инфраструктуры и перекосы в демографической ситуации, которые теперь надо исправлять.

4 и 5. Открытие спорткомплекса и дороги в обход Боброва

В четверг и пятницу глава области Александр Гусев прервал свой отпуск, чтобы принять участие в двух знаковых для области акциях. Одна из них состоялась в Нововоронеже, городе атомщиков.

Здесь при участии заместителя Председателя Государственной Думы РФ Алексея Гордеева и генерального директора государственной корпорации «Росатом» Алексея Лихачева произошло торжественное открытие одного из крупнейших в регионе спортивно-оздоровительных комплексов - «Атом Арена» с тремя бассейнами (включая детский), спортзалом, залами для йоги и хореографии и медико-восстановительным центром. Здесь будут проводиться тренировки и соревнования по плаванию, волейболу, баскетболу, мини-футболу и гандболу. Стоимость «Атом Арены» составила более 560 млн рублей.

2021_04_01_S_25.jpg

Затем высокие гости посетили в Нововоронеже полностью модернизированный стадион «Старт» и ледовую арену «Остальная». Вместимость, оборудование и обеспеченность тренерским составом всех трёх объектов позволяют говорить о том, что теперь на территории области появился крупный спортивный центр, который даст многим тысячам воронежцев возможность приобщиться к здоровому образу жизни. В первую очередь – молодым людям, для которых особенно важна инфраструктура здорового досуга и личного развития.

Не менее важным стало и открытие объездной автодороги юго-восточнее Боброва, в котором приняли участие Александр Гусев, Алексей Гордеев, а также помощник Президента РФ Игорь Левитин, первый замминистра транспорта РФ Андрей Костюк, замруководителя Федерального дорожного агентства Виктор Тимофеев, начальник Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации Михаил Черников, председатель Воронежской областной Думы Владимир Нетесов и глава администрации Бобровского района Анатолий Балбеков.

10 километров нового дорожного полотна с мостом через реку Битюг ввели в эксплуатацию с опережением графика на целый год, и теперь появилась возможность полностью разгрузить старинный воронежский райцентр от транзитного автотранспорта. И это не просто прибавит удобства и безопасности жителям Боброва и района: в последние годы здесь развернулось активное строительство жилья и социальных объектов, что делает эту территорию всё более привлекательной для инвесторов, в том числе зарубежных. А это – не просто денежные вложения, но и рабочие места. То есть снижение оттока населения в тот же Воронеж.

2021_04_02_S_105.jpg

Расходовать городскую землю под расширение проезжей части для большегрузного транспорта, рисковать ростом уличных пробок значило бы поддаться воле обстоятельств. При поддержке федерального центра и областного руководства в Боброве смогли изменить ситуацию к лучшему, и это – пример для других.

«Конечно, нужно ставить задачу, чтобы большинство районных центров имели такие обходы», – отметил по этому поводу вице-спикер Государственной Думы Алексей Гордеев, а глава области Александр Гусев подчеркнул, что «…дорожная сеть - это важный элемент экономики страны, а также комфорта и условий жизни населения». Очевидно, что создание в Бобровском, а с течением времени и в других районах области аграрно-индустриальных кластеров, опирающихся на современную дорожную сеть, станет серьёзным вкладом в равномерное – то есть устойчивое - развитие области.