В начале этого года Владимир столкнулся с настоящим коллапсом в сфере пассажирских перевозок, от которого не оправился до сих пор. Мы решили оглянуться на несколько десятилетий назад и вспомнить, а как начиналась работа общественного транспорта в нашем городе. Насколько комфортно были организованы пассажирские перевозки и кому было лучше — нашим предшественникам или нам, современным владимирцам.
Первый общественный транспорт появился во Владимире в 1925 году. Маршрут был один - от Московской заставы (в настоящее время Садовая площадь) до Нижегородской заставы (в настоящее время остановка «Автоприбор»). Город приобрел два автобуса завода «АМО». С небольшой вместимостью и с квадратным капотом они ездил по нерегулярному маршруту.
Следующий этап в становлении системы пассажирских еревозок пришелся на послевоенные годы. Начало можно обозначить 1944 годом, когда начала развиваться промышленность. Пока Владимир не стал областным центром в 1944 году, транспорта, как и нормального дорожного покрытия, практически небыло. Только с тех пор, как Владимирская область отделилась от Ивановской, началось развитие города и региона в плане индустриализации.
Троллейбус или трамвай?
Регулярным автобусное движение становится в 1948 году. В 1950 году перед горожанами встал вопрос, что будет во Владимире наряду с автобусами - троллейбусы или трамваи. Однако от идеи построить трамвайные линии пришлось отказаться, так как улицы Владимира оказались слишком узкими для такого типа транспорта.
Поэтому решено было запустить троллейбусы. В связи с этим начали асфальтировать дороги, строить троллейбусное депо, прокладывать контактные линии. К осени 1952 года все работы были завершены. Были приобретены 5 троллейбусов на заводе имени Урицкого. Первые водители троллейбусов проходили обучение в Нижнем Новгороде.
Первая обкатка троллейбуса должна была состояться 3 ноября 1952 года. К сожалению, погодные условия были не совсем удачные в тот день. Накануне обкатки прошел ледяной дождь, провода покрылись ледяной коркой. Вместо обкатки новоиспечённым водителям пришлось заняться освобождением проводов от ледяной корки.
Обкатка состоялась 5 ноября 1952 года. Завершилась она удачно, и 7 ноября троллейбусное движение во Владимире официально начало свою историю. Начальником троллейбусного депо стал Андрей Степанович Бельков, а среди первых водителей известно имя Нины Яковлевны Федотовой.
Фото из группы ВК "Назад в прошлое"
Автобусный и троллейбусный парк были достаточно разнообразными во временной призме, но однотипными, если брать конкретный временной промежуток. Так до 1948 года по Владимиру ходили автобусы ГАЗ, с 1948 года ЗИС 154, чуть позже ЗИС 155, который ужасно коптил, и двигатель был у него бензиновый. ЗИЛ 158 на наших улицах ездил с 1960 года по середину 70-х годов. Затем наших жителей радовали автобусы ЛИАЗ 158 и 677 модели. Они были с широкими дверями, что было намного комфортнее, чем на предыдущем транспорте. Также в истории общественного транспорта отметились венгерские Икарусы и наши знаменитые ПАЗики.
Автобус ЗИЛ - 158, который ездил по улицам с 1960 по середину 1970 годов
А вот троллейбусы особо не отличались модельным разнообразием, но при этом все троллейбусы были произведены у нас, в Советском Союзе. Отметились такие модели как МТБ — 82, ЗИУ — 5, который имел обогрев стёкол и широкий «дверной проем» и большие окна, ЗИУ 682, который выпускался до 2014 года. Модификации моделей менялись со временем на всё более комфортные для перевозки владимирцев.
Тогда и сейчас. Сравниваем пассажирские перевозки во Владимире по разным параметрам.
1. Стоимость проезда.
Средняя зарплата в СССР равнялась примерно 100. Если переводить в современные деньги, то это около 31 тысяч рублей. Стоимость проезда на автобусе был — 5 копеек, на троллейбусе — 4 копейки. Если сравнивать с проездом в наше время, то получается следующая картина: один советский рубль в наше время эквивалентен 220 современным рублям. Далее простым математическим подсчётом получаем на один советский рубль 20 поездок, а на наши 220 рублей — менее 10 поездок.
2. Чистота, отопление и комфорт в салоне.
Если брать советские годы, то комфорт для пассажиров общественного транспорта безусловно был на порядок ниже, чем в современном мире. В первых моделях автобусов, например, был деревянный пол, отсутствовало отопление салона, окошки были небольшие. Постепенно автобусы и троллейбусы модифицировались: окна увеличивались, двери расширялись, полы становились всё более крепкими. Комфорт пришел и к водителям общественного транспорта: менялась водительская кабина, управление транспортом становилось легче.
А вот то, что касается переполненного пассажирами транспорта, то эта проблема была и в советские времена. Только всё усугублялось тем, что на более ранних моделях троллейбусов и автобусов были узкие двери, которые открывались так, что входящие в потоке буквально обтирались об грязные створки. Не было дверей в середине салона, что существенно влияло на то, как пассажиры распределялись внутри. Возле выходов были толпы. Если пассажир попадал в середину салона, то порой выйти он мог только на конечной остановке или чуть раньше. Безусловно, по комфорту и чистоте в общественном транспорте сейчас ситуация намного лучше, чем в советские годы.
3. Дороги и ДТП.
Вопреки всеобщему мнению, качество дорожного покрытия было ничуть не лучше, чем сейчас. Но стоит учесть, что и скорость была не такая у автомобилей, как сейчас, что существенно снижало вероятность жесткого ДТП. Из фото ниже можно увидеть, что были и ямы на дорогах, существовал ямочный ремонт, а снег зимой практически не убирался с проезжей части.
Фото с сайта photobook33.ru (Зимняя дорога во Владимире улица Горького)
Это интересно. Описание ДТП 1986 года, в результате которого столкнулись 2 троллейбуса.
«Владимир, ЗиУ-682В № 321, маршрут №1 и ЗиУ-682В [В00] № 448 маршрут №2 . Ул.Большая Московская, ДТП — лобовое столкновение троллейбуса № 448 с троллейбусом № 321 рядом с центральным универмагом. Скан из бюллетеня ГАИ. Дата:12.09.1986
Водитель троллейбуса № 448 Косырева, следовавшего по маршруту № 2, неправильно оценила расстояние до выезжающего перед ней легкового автомобиля и, испугавшись совершить ДТП с этим автомобилем, сделала резкое движение рулём влево и дальше не смогла вернуть контроль над машиной. Оторвавшись от контактной сети, увидев, что её понесло на полосу встречного движения в двигавшийся навстречу троллейбус № 321, следовавший по маршруту № 1, с криками «Мамочки» она выскочила из кабины и, схватившись руками за поручень на перегородке кабины, села на корточки. В 8:18 лобовое столкновение со встречным троллейбусом № 321 совершил уже неуправляемый троллейбус № 448. В итоге более 70 пассажиров обоих троллейбусов получили травмы различной степени тяжести; стажёр Самигулин, находившийся за рулём троллейбуса № 321, получил ушиб грудной клетки и сотрясение головного мозга, а его наставнику, зажатому между контакторной панелью и перегородкой кабины, переломало обе ноги и рёбра. Ноги пришлось ампутировать, а от перелома рёбер возникла раковая опухоль и через полгода после ДТП он скончался. Косырева же осталась невредима и получила 2,5 года условно. С линии её сняли, и она работала диспетчером».
ДТП с двумя троллейбусами (фото с сайта photobook33.ru)
4. Транспортная доступность и маршруты.
Современная маршрутная сетка включает 46 различных маршрутов, которые охватывают все районы города. В советскую же эпоху во Владимире не было и 20 маршрутов. Безусловно, в ту пору город не был таким большим.
Интересные факты о необычном транспорте Владимира:
1. Во Владимире есть уникальный троллейбус в единичном экземпляре. TROLZA 6252;
2. Ещё один уникальный троллейбус росийско-польского производства MTR-120MT
3. В марте на улицы Владимира вышел так называемый ретро-троллейбус — восстановленная машина родом из 90-х. Конечно, приставку «ретро» в его отношении можно использовать условно, обычно к ретро транспорту относят экземпляры возрастом 50 лет и старше.
Удивительная и насыщенная эпоха становления общественного транспорта не спеша загнивает от времени. Так, например, можно было бы восстановить по-настоящему редкие и удивительные автобусы, которые действительно являлись бы «ретро». Неравнодушный горожанин, владимирский энтузиаст, отказавшийся от публикации своего имени, рассказал нам о том, что ему довелось встретить во Владимирской области несколько давно списанных экземпляров: фото ЗиУ-5 1990 года — это в садовом товариществе в Сельце; фото 2010 года — это в садах в Гусевском районе. В Сельце корпус автобуса использовался как домик для дачного руководства, и потом пошел под распил на металлолом. А вот в Гусевском районе на одном из участков, автобус просто гнил. Один из энтузиастов пытался договориться о его восстановлении, но всё что-то не складывалось и в конце концов, хозяйка участка отказалась отдавать автобус.
ЗиУ-5Д фото 1990 годаЗиУ-5Д фото 1990 года
Комментарии