Ровно 10 лет назад, 19 февраля 2016 года, не стало Тамерлана Агузарова. Он руководил республикой всего восемь с половиной месяцев, но даже за этот неполный год успел сделать многое, а главное – вселить в людей веру в лучшее.
Путь Тамерлана Агузарова во власть не был спринтом, это была, скорее, марафонская дистанция человека, который знал систему изнутри. Уроженец города Алагир, сын партийного работника и редактора районной газеты, Тамерлан Кимович с отличием окончил юрфак СОГУ и прошел путь от помощника прокурора до председателя Верховного суда республики.
В судейской биографии Агузарова есть страница, которая навсегда вписана в новейшую историю Осетии. В мае 2005 года он лично вел процесс по делу Нурпаши Кулаева, единственного оставшегося в живых террориста, напавшего на школу в Беслане. Хладнокровие и принципиальность, проявленные судьей в том процессе, запомнились многим.
Позже была работа в Госдуме, где Агузаров работал не покладая рук, агентство «Политметрика» даже называло его «самым продуктивным депутатом VI созыва». На счету Тамерлана Агузарова 77 внесенных законопроектов, 43 из которых стали законами.
5 июня 2015 года Тамерлан Агузаров вернулся в Осетию, но уже в качестве врио главы республики. Ситуация, в которой он принял регион, была сложной. Долги, дефицитный бюджет, остановившиеся стройки, упавшие до минимума экономические показатели. Республика жила в режиме выживания, как никогда требовалась крепкая рука опытного управленца и грамотного политика.
Агузаров встречался с директорами заводов, выезжал в поля к аграриям, разговаривал с людьми в районах, ездил, спрашивал, вникал. Его подход был прост и прагматичен: не обещать золотые горы, а искать ресурсы здесь и сейчас.
В первом же своем обращении к чиновникам он жестко обозначил позицию: «Кошмарить бизнес никому не позволю». В условиях дефицита бюджета он сделал ставку на диалог с предпринимателями и частно-государственное партнерство, и такой подход начал давать плоды почти мгновенно.
Рядом с ним была команда вместе с председателем правительства Вячеславом Битаровым, которая умела и хотела работать, выдавая хороший результат. За считанные месяцы были сдвинуты с мертвой точки проблемы, копившиеся годами. Агузаров добился выделения средств на достройку трех школ-долгостроев (во Владикавказе, Чиколе и поселке Новый), начал реконструкцию радиологического отделения онкодиспансера и пищеблока Детской республиканской больницы, по о его личной инициативе и при поддержке меценатов началось восстановление Владикавказской филармонии, которая буквально разрушалась на глазах.
Но главное, что отмечают все, кто застал то время, это атмосфера. Атмосфера надежды.
В середине февраля 2016 года Тамерлан Агузаров дал интервью «Российской газете». Говорил о планах, о бюджете, о том, что республика должна научиться зарабатывать.
«Нужно в постоянном режиме искать источники пополнения доходов… Самое главное – чтобы заработали механизмы частно-государственного партнерства. Это единственный способ вывести республику из тяжелого положения», – сказал он тогда.
Реализовать эти планы ему было не суждено
Вскоре после интервью Агузарова госпитализировали в одну из московских клиник с пневмонией. Болезнь дала осложнение на сердце, спровоцировав обширный инфаркт. Утром 19 февраля 2016 года его не стало.
Новость о смерти лидера, пробывшего у власти менее года, стала шоком. Траурные церемонии показали истинное отношение народа. Тысячи людей вышли на улицы, чтобы проститься с ним. Тамерлан Кимович похоронен во Владикавказе, на Аллее Славы, рядом с бывшим первым секретарем Северо-Осетинского обкома КПСС Биларом Кабалоевым, человеком, которого старшее поколение до сих пор вспоминает с особой теплотой. Сама судьба распорядилась так, что Агузаров занял место в пантеоне самых уважаемых руководителей республики.
Десять лет вполне достаточный срок, чтобы оценить историческую перспективу. Многие начинания Агузарова были продолжены, и в народной памяти он остался именно тем руководителем, который пришел не «командовать парадом», а решать проблемы. Тем, кто на посту главы не забыл, что такое справедливость и человеческое отношение. Про него говорили, что он подарил надежду, и, наверное, так звучит высшая оценка для политика, чье время оказалось так безжалостно коротко.
Комментарии