Во Владикавказе перевозчиков лишили лицензий из-за долгов – эта новость заняла первые строчки республиканских новостей. Общественность, как и на все новости из сферы пассажироперевозок, отреагировала бурно: кто-то винил перевозчиков, кто-то пассажиров, кто-то, не разобравшись в повестке, тех, кто лишил перевозчиков лицензии, работающих не по букве закона…Но в целом все кому-то сочувствовали и кого-то проклинали.

Абсолютно нормальная картина дня, где всплыла тема перевозок во Владикавказе. Потому что клубок неразрешимых, казалось, проблем в этой сфере пытаются распутать уже много лет. Пока, к сожалению, безрезультатно.

30 января новая «транспортная» повестка дня. Многие владикавказцы не смогли уехать на работу и учебу. Автобусы маршрутов № 26, 15, 18 и 19 не вышли на линии из-за отсутствия действующих свидетельств на перевозку пассажиров.

В Ространснадзоре пояснили, что нарушения выявили в ходе совместного рейда с ГИБДД. Компании, которым принадлежат указанные маршруты, должны оплатить штрафы и оформить документы. В администрации поясняют, что перевозчики – фирмы «Фаэтон», «Благовест» и «Скат» не прошли в срок процедуры, необходимые для получения свидетельства на право осуществления перевозок.

Клубок проблем

Вопросов к пассажироперевозкам во Владикавказе, действительно много. Тариф, который вырос на 10 рублей за последние два года, – на 5 рублей в 2022 году и на 5 рублей в 2024-м. Грязные, обшарпанные салоны маршруток, невозможность уехать в час пик и в вечернее время, долгое ожидание автобусов и в целом полная непредсказуемость: на остановке можно ждать нужный маршрут и пять, и сорок пять минут. Можно и вовсе не дождаться, как показали последние дни. Напомним, это во Владикавказе, где в любой конец города легко добраться минут за двадцать.

По ощущениям, мы впервые настолько близко подошли к вопросу необходимости создания муниципального общественного транспорта. Настоящего общественного транспорта, где в корне слова лежит слово «общество» и чувствуется забота о пассажирах, а не о заработке владельца фирмы.

Глава Северной Осетии Сергей Меняйло неоднократно призывал ответственных лиц повысить качество перевозок и наладить работу общественного транспорта. Наладить, согласно действующему законодательству, прозрачно и легитимно.

«Люди должны, наконец, получать качественные пассажирские услуги! Транспорт должен работать по тем требованиям, которые мы предъявляем», – давал поручение руководитель республики.

«У нас нет рычагов влияния на перевозчиков»

Не так давно в мэрии Владикавказа признали, что «с транспортом у нас огромная проблема»,  а члены только созванного шестого Общественного Совета города получили рекомендации создать профильную комиссию по общественному транспорту.

«Сейчас рычагов влияния на перевозчиков у нас нет», – отметили в городской администрации.

Напомним, во Владикавказе 14 основных перевозчиков. Сроки их лицензий на осуществление деятельности по перевозке пассажиров, выданные Комитетом дорожного хозяйства республики, истекают в 2026 году. Несколько перевозчиков лишены лицензий через суды – но все же кардинальных подвижек к лучшему в сфере общественных перевозок во Владикавказе раньше 2026 года ждать не нужно.

Что дальше?

Такова перспектива. Реальность грустнее – люди часами не могут уехать вечерами и добираются на работу в переполненных маршрутках. На фоне плохо работающего такси случился настоящий транспортный коллапс.

При этом говорить о том, что попытки решить проблему с транспортом не предпринимаются, мы не можем. Например, в прошлом году администрация Владикавказа приобрела 60 современных автобусов среднего класса, из них 28 – в лизинг, а 32 – благодаря специальному казначейскому кредиту. Впрочем, вопрос нехватки автобусов на маршрутах до сих пор не решен. Потому что многие из автобусов уже долгое время не выходят на линию из-за нехватки водителей: люди не желают идти на зарплаты, которые им предлагает городское предприятие. Зарплаты, в свою очередь, зависят от тарифа, который сегодня составляет 25 рублей. Экономически обоснованный тариф, по данным региональной службы по тарифам, составил 76 рублей.

«Такое ощущение, что транспорта на улицах Владикавказа уже давно стало меньше. После работы маршрутку могу ждать очень долго, а работаю я до 6 часов вечера. Утром тоже не уехать, автобусы идут переполненные – хорошо если удастся забраться и доехать стоя», – говорит жительница Владикавказа Ирина Т.

Другая жительница Владикавказа, пенсионерка Мадина Тезиева говорит, что ощутила повышение тарифа на проезд.

«У меня есть привычка записывать свои расходы и доходы, чтобы понимать, куда уходят деньги. Поняла, что трачу на проезд на 300 рублей больше чем раньше. Вроде немного, но для пенсионера ощутимо. Было бы приятнее потратить эти деньги на фрукты. А вот обычным такси и вовсе перестала пользоваться, потому что 350-500 рублей в один конец – это слишком дорого», – отметила Мадина Тезиева.

… Если перефразировать слова одного известного человека, мы бы сказали, что все проблемы в сфере перевозок можно решить в кратчайшие сроки, если бы чиновники и их родственники в один прекрасный день пересели на общественный транспорт. Этого, конечно, не случится, поэтому ждем лучшего.