Тропы, ставшие трассами

2024-06-26 16:00:28
Тропы, ставшие трассами

Во многих странах и в отдельных регионах туризм – высокодоходный и достаточно стабильный сектор экономики. Он может испытывать на себе влияние неблагоприятных факторов, связанных с политическими событиями или эпидемиями, но опыт подсказывает, что эта отрасль восстанавливается еще быстрее, чем некоторые другие. При этом она весьма специфична. Даже конкуренция – движущая сила рыночных отношений, проявляется здесь несколько иначе. Человек, который только что приобрел новый автомобиль, не будет ломать голову над тем, какую машину купить будущим летом. Выбор маршрута для путешествия на время отпуска актуален ежегодно, а порой и дважды в год.

С другой стороны, приходя в магазин за сосисками вы неизменно отдаете предпочтение тем, которые вам давно уже полюбились и чье качество вами многократно проверено. Что касается туризма, то люди стараются повидать как можно больше уголков, где они раньше не бывали. Разумеется, кому – то захочется вернуться в те места, которые особенно понравились. Но и для того, чтобы сравнивать, тоже нужно много кочевать по свету. И еще одно немаловажное соображение. Сегодня людям приходится работать больше, чем их родителям. В самых разных сферах пашут по полной. И долгожданный отпуск становится желанной наградой за праведные труды и за недосып по утрам в будни. Но не сидеть же дома в течение нескольких счастливых недель законного отдыха. И тут решающее слово за туроператорами. По идее они должны думать не только о тех, кто воспользовался их услугами, но и о тех, кто не сделал этого. И даже – о ставших клиентами своих конкурентов. Чтобы в следующем году не повторили такой “ошибки”. Здесь тот случай, когда гора должна не идти к Магомету, а бежать за ним. Не знаю, как сейчас, но в советское время уполномоченные представители Северной Осетии выезжали в самые разные области, края и республики для пропаганды красот республики и для распространения путевок на турбазы задолго до начала сезона. Тогда, правда, это было легче, благодаря наличию многочисленных трудовых коллективов. Но зато теперь с помощью интернета, видеороликов и даже комментариев пользователей соцсетей возможностей для привлечения гостей из любых городов России стало еще больше. Но далеко не все из этого заслуживает одобрения. Проанализировал много материалов рекламного характера. По замыслу авторов зрители должны были после просмотра лихорадочно собирать вещи и мчаться на вокзалы или в аэропорты. Однако в каких-то попытках содержание приносилось в жертву динамике и ритму, превращая маркетинговый продукт в калейдоскопический клип, а другие, напротив отличались излишней затянутостью. В одном из сюжетов зачем-то показали депрессивные картины сегодняшнего Садона. Ничего себе «завлекуха». В том же фильме, повествуя о боевой славе предков, с гордостью сообщили, что первым шагом к победе в давние времена считалась необходимость переманить на свою сторону аланское войско. Недвусмысленный поклеп на верность союзникам и обязательствам.

Бросаются в глаза и малограмотные тексты. На сайте аэропорта “Владикавказ” можно прочитать такую фразу: “Республика Северная Осетия – Алания готова предложить богатую, насыщенную значимыми событиями культуру”. Культура – не осетрина, ее не предлагают. Наверняка возразят: “подумаешь, мелочи”. Но с них и начинается отношение к делу. Мелочи могут обеспечивать и зримые результаты. Вот пример. Согласно проведенному опросу, 68 процентов отдыхающих в Осетии хотели бы побывать здесь снова. Однако для многих это останется благими пожеланиями. Географическая карта сулит немало соблазнов. Что предпринять для того, чтобы намерения подтверждались на деле? Представьте себе, что человек, гостивший летом в Осетии, получает оттуда поздравление с Новым годом, а особа прекрасного пола и с 8 марта. Неожиданные знаки внимания имеют особый эффект. А почтовые расходы с лихвой окупятся приобретенными путевками.

Продолжим о мелочах. Точнее, о якобы мелочах. Давно пора придумать Владикавказу крылатое определение, которое тоже работало бы на популярность столицы республики и тем самым на приток туристов. Все знают, какой у нас в стране “город невест”, какой “город – папа”, а недавно еще появилась “столица закатов” (имеется в виду Нижний Новгород, и вид предвечернего неба с волжского откоса и впрямь красотища). У Владикавказа видов еще больше, а вот своего “псевдонима”, который можно как следует раскрутить, пока нет. Очень подошло бы словосочетание “синий город”, придуманное много лет назад поэтом Ириной Гуржибековой в песне, музыку к которой написал ее отец Георгий. Около тридцати лет назад недавно ушедший из жизни спортивный журналист Василий Уткин предложил свой вариант – “сильный город”. Это выражало и полученное им впечатление, и запомнившуюся ему привычку горожан, представляя чуть ли не каждого нового знакомого, добавлять “один из сильнейших”. В последнее время в отзывах о Владикавказе стал мелькать и “стильный город” Что-то из этого, а вдруг найдется и еще круче, и можно взять на вооружение. Чем чаще и шире выбранный слоган будет тиражироваться, тем быстрее он станет эксклюзивным и войдет в массовый обиход. Что значат кулинарные “визитки”, могу поведать на своем примере. С некоторых пор меня стало тянуть в Тюмень. Кстати, у нее тоже есть прозвище, только чуточку обидное – “столица деревень”. Влекла же туда перспектива отведать уникальное блюдо – уха с нефтью, благо обычная – одно из моих любимых. Может, и не удержался бы, поехал. Но тут в Ютубе один из известных поваров раскрыл секрет сибирского деликатеса. Оказывается, вместо нефти используется жидкость, которую выделяет каракатица. Эти своеобразные чернила съедобны, и суп действительно получается черного цвета. Как тут не отдать дань изобретательности тюменцев, которые нашли такую хитрую фишку, способную заинтересовать кого угодно. На пространстве от Моздока до Чиколы поварам придумывать ничего не требуется. Не только осетинские пироги, но и осетинская кухня стали привычными выражениями для всей России. Но у меня вопрос на засыпку “А чем вы будете поить приезжих после того, как они отведают цахараджын, лывжа, дзыкка или что-то еще?

Конечно, предметом гордости – осетинским пивом или местными минеральными водами. Но пиво пьют не все, а “минералок” полным-полно в российских супермаркетах. Чай и кофе? А где же национальный колорит? Предлагаю свой рецепт осетинского латте. Кофеманы знают, что в их драгоценный напиток нужно обязательно добавлять два-три кристаллика соли, чтобы полнее раскрыть его вкус. Но в соединении с молоком кофе можно сделать чуть солоноватым и добавить перца, даже не на кончике ножа, а в виде следа на нем. Эта комбинация вкусов напомнит чем-то новинку. Но на то и проба, чтобы дать оценку. Хозяйское дело – предложить. И хотя один высокопоставленный чиновник напомнил недавно восточную пословицу “гость – ишак хозяина”, на туризм она точно не распространяется.

Не мешало бы подумать о создании в столице республики в дополнение к архитектуре прошлых веков некоего уголка живого исторического антуража.
Туристы, например, не остались бы безучастными к настоящему шарманщику. Отыскать оригинальный механизм ныне вряд ли возможно. Но сконструировать заново – почему бы и нет? Механика не такая уж хитрая. И картонные валики с отверстиями для воспроизведения музыки – тоже не проблема. А рядом стоял бы жонглер – умелец подобного рода наверняка бы нашелся. И тут же – канатоходец при соблюдении необходимых мер техники безопасности. Уличный художник набросает портрет любого желающего. Побывать в таком месте было бы интересно и для жителей города, особенно для детей. Уверен, что гости не останутся равнодушными к уникальным экспонатам и современным интерьерам исторического музея. Но наших современников все больше привлекают необычные коллекции и даже сами названия тех учреждений, где они собраны. В городе Мышкине Ярославской области есть музей мыши. Где же ему еще быть? Долго думал, что бы такого же необычного придумать для Владикавказа. Совсем уж необычное не вырисовалось, но как вам идея музея головных уборов? Здесь можно было бы собрать находки со всего света, а те, что давно уже не носят, изготовить по полотнам живописцев или книжным иллюстрациям. Главная приманка – сфотографироваться мужчине в наполеоновской треуголке, горской папахе или мексиканском сомбреро. А женщине – в старинной шляпе с цветами или перьями, в тюрбане, в индийской шали, а то и в одном из тех чепчиков, которые по словам классика в воздух бросали в порыве восторженных чувств.

Несколько лет назад беседовал с завучем одной из владикавказских школ. Мы с ней люди примерно одного поколения и вспомнили, как в детстве ходили в походы километров за десять, а то и больше от дома. Когда я поинтересовался, как у нынешних школьников с этим обстоит сейчас, женщина с грустью ответила – они на такое расстояние не только не пойдут, но и на автобусе не захотят поехать. Это уже тема для отдельной статьи – отсутствие стремления больше узнать о родном крае. Но развитие школьного туризма – существенный внутренний резерв для роста этой индустрии. Тропы, по которым мы когда-то ходили, еще не заросли. И те трассы, что появляются и будут появляться, им не конкуренты. У тех и других могут быть разные направления. Во второй части поговорим о трассах. Если до этого речь шла о не самых значительных вещах, то далее сосредоточимся на более крупных проектах.