4 февраля исполняется 95 лет со дня рождения Дзерассы Тугановой — первой в истории цирка женщины-наездницы, прославившей советский конный цирк на весь мир.
Изначально цирковой артисткой она становиться не собиралась, хотя и родилась в семье конного циркового артиста Михаила Туганова и воздушной гимнастки греческого происхождения Нины Никитас.
«Было много разных вариантов. Я хорошо танцевала и хотела быть балериной, но цирковая жизнь папы не позволила ею стать», — вспоминала Дзерасса Туганова.
Дзерасса родилась 4 февраля 1929 года в Москве и происходила из древнего княжеского рода Тугановых.
«Из-за происхождения в 1937 году пострадал папин брат Владимир, это был самый добрый человек в семье. Его сослали, и он пропал. Потом мы узнали, что его расстреляли за княжескую фамилию. Хотя я знаю, что мой дедушка работал на кирпичном заводе, там и оглох, бедный, после аварии», — рассказывала Дзерасса.
Росла девочка в любви и заботе. Но годы детства были омрачены Великой Отечественной войной. Это произошло внезапно для всей страны, и для самой Дзерассы тоже. Как-то она отправилась в гости к своей горячо любимой бабушке во Владикавказ, и по дороге её настигла весть, что началась война. Какую-то часть этого тяжёлого для Родины времени девочка провела в Осетии. Будучи ещё ребёнком, превозмогая голод и усталость, участвовала в строительстве электростанции. Позже вернулась Москву и там продолжила работать на благо страны и во имя победы. Она хотела быть под стать своему отцу, который в первые же дни отправился на фронт.
«Работала на заводе “Изолятор”, где делали чернила. Там меня в печке для обжига чуть не сожгли. Спать хотелось, и мы залезли с подругой в эту печку, а её замазали и хотели зажечь. Потом кто-то вспомнил и начал кричать: “Что вы делаете? Там дети!”. Меня вытащили и дали по шапке», — делилась наездница воспоминаниями о детстве.
Несмотря на то что девочка росла в семье цирковых артистов, можно сказать, росла на арене, цирком не интересовалась. Серьёзно занималась танцами и мечтала стать балериной. Поступила в институт иностранных языков им. Мориса Тореза. Зато отец всегда желал, чтобы она продолжила его дело.
Михаил Туганов — блестящий представитель конного дела, виртуозно владеющий искусством верховой езды. Любовь к лошадям маленькому Мише привил двоюродный брат Асланбек Туганов — многократный победитель конных соревнований во Владикавказе и его окрестностях. Миша учился во Владикавказском городском училище и часто проводил летние каникулы в ауле Шанаево. Асланбек брал мальчика на пастбище, где тот словно завороженный наблюдал за горцами, которые отлавливали вольных лошадей для объездки. Восхищался тем, как ловко они набрасывали аркан на шею дикого скакуна и укрощали грациозное свободолюбивое животное. Быть может, тогда Миша и решил связать свою судьбу с конным делом.
В 1922 году Туганов познакомился со своим кумиром и земляком — Алибеком Кантемировым, тогда уже известным цирковым артистом, мастером джигитовки. Именно это знакомство положило начало блестящей карьере Туганова. Алибек пригласил Михаила участвовать в его номере на арене цирка. Два года они проработали вместе. За это время Туганов набрался опыта и отточил мастерство наездника. Вскоре поставил свой номер — «В горах Кавказа». Позднее создал «Донской казачий ансамбль», который имел невероятный успех.
В годы Великой Отечественной войны ансамбль в полном составе отбыл на фронт и был распределен в корпус под руководством прославленного генерала Льва Доватора.
«Там папа совершил необыкновенный подвиг. По-моему, только он мог такие вещи делать. Там была деревня, которую никак не получалось взять. Папа подговорил своих ребят сесть на лошадей и сделать трюк. Знаете, есть такой трюк в джигитовке — «под живот лошади». И они поскакали. Немцы думали, что скачет просто табун лошадей, всадников-то не видно. Когда джигиты доехали до немцев, быстро сели в седла и начали стрелять из автоматов. Вот такой подвиг папа совершил!» — вспоминала Дзерасса Туганова.
На поле боя джигиты часто проявляли доблесть, сбивая с толку врагов эксцентричными цирковыми трюками во время боевых действий. А один из таких трюков даже спас жизнь кавалеристу Михаилу Туганову.
Однажды ему было поручено передать важное донесение командиру крупного соединения. Обстановка в окрестностях части была особенно напряжённой. Больше часа он скакал на своём коне Энзели в поисках нужного соединения, периодически спешиваясь, чтобы не привлекать к себе внимания и оставаться незамеченным. Не сбавляя хода, Михаил стремительно въехал в деревню Ефимовку, не зная о том, что её заняли фашисты. Они были ошарашены появлением кавалериста в чёрной бурке и кубанке и не сразу взялись за оружие. Промедление длилось недолго, но этого хватило, чтобы развернуть коня и помчаться прочь. Вскоре на всадника обрушился шквал автоматной очереди. Тогда Михаилу пришла мысль использовать цирковой трюк «Обрыв». Основательно закрепившись в стременах, он, словно раненый, откинулся назад. Верный друг Энзели словно понимал, что происходит, прибавил хода и умчал своего хозяина от неминуемой гибели.
В 1944 году приказом маршала Рокоссовского всему личному составу ансамбля была объявлена благодарность. Этот приказ по сей день хранится в ленинградском музее цирка. После войны Туганов вернулся на арену и поставил несколько представлений, вошедших в историю циркового искусства.
«У папы сыновей не было. Кавказец… конечно, ему хотелось, чтобы кто-то продолжал его дело. Он никогда не просил меня ни о чём, не говорил, что хочет, чтобы я переняла семейное дело. Но я это чувствовала», — вспоминала аланская амазонка.
Однажды на каникулах Дзерасса приехала в цирк к отцу и попала на репетицию. Кто-то из цирковых предложил ей поучаствовать и сесть на коня. Она согласилась и проехалась верхом по манежу. В тот момент, заметив преисполненный гордости взгляд отца, она и решила, что свяжет свою жизнь с цирком. Начиная с того дня следующие 40 лет она провела в седле.
«В седле — и в прямом, и в переносном смысле. Потому что и личной жизни не было. Одна лишь работа. Мои партнёрами были мои лошади. Вообще, я всегда мечтала стать балериной. Наверное, если как-то иначе у меня жизнь сложилась бы, так и произошло бы. Но уж коли я попала сюда, на арену цирка, то нужно делать всё как следует, от души. Я вообще не могу кривить душой, если что-то делать — то хорошо, на пять с плюсом», — вспоминала наездница.
С 1951 года Дзерасса выступала в труппе по руководством отца. Она добилась невероятных успехов на своем поприще, и к тому же сбылась мечта Михаила Туганова — он нашёл в лице дочери преемницу, продолжательницу цирковых традиций. Он передал ей свои знания и мастерство, которые Дзерасса впоследствии довела до совершенства.
«Папа очень строгий был. Когда поступила в цирк, я получала 150 рублей. Это крохи. Я жила в маленькой квартире, очень скромно. Мама говорила папе, что надо Дзерочке помочь, но он был категоричен: “Вы не разводите мне семейственность”. Так что я очень строгую школу прошла», — делилась Дзерасса Туганова.
Проработав с отцом чуть более 10 лет, Дзерасса основала свою труппу «Иристон». Именно они прославят советский цирк во всём мире. Более 50 стран рукоплескали джигитам в чёрных бурках под предводительством красавицы-королевы на белом коне. Изящная, грациозная, яркая — именно такой она была не только на арене, но и в жизни.
Вспоминала Дзерасса Канукова — дочь наездника Таймураза Канукова, воздушная гимнастка: «Я еще очень маленькой была, когда мой отец работал у Дзерассы Михайловны в номере, но я её, конечно, помню. Фрагменты из детства. Всегда, когда её видела, восхищалась — красивая, яркая. Меня назвали в честь неё ещё до моего рождения. Поэтому я всегда чувствую определённую ответственность. Для меня Дзерасса Туганова была актрисой. Каждый раз смотришь — мурашки по коже идут. Взять хоть старые съёмки и фотографии. Очень сильная женщина — держала такую труппу под руководством, её очень уважали, боялись даже. Женщина с большой буквы».
Во время представлений Дзерасса Туганова надевала мужское платье и с папахой на голове командовала десятью джигитами. Апогеем представления всегда был момент, когда она срывала с головы папаху и её густые кудри падали на плечи. На арене Дзерасса горела ярче самой большой звезды.
Как-то на гастролях в Буэнос-Айресе после выступления всю труппу пригласила восхищённая мастерством джигитов аргентинская дива Лолита Торрес. В тот вечер лучшие артисты выступали перед труппой «Иристон», и даже сама Лолита исполнила несколько песен.
Дзерасса возглавляла труппу практически 30 лет. За это время миллионы зрителей по всему миру полюбили прекрасную Дзерассу и её джигитов. Она воспитала не одно поколение талантливых цирковых артистов. Привнесла в джигитовку свою особую манеру, грацию и эстетику. Дзерасса Михайловна была строгим, справедливым и в то же время добрым руководителем, её все безумно любили, уважали и были благодарны за то, что руководитель так душевно относится к своим подопечным. Для руководителя это, можно сказать, редкий случай. Она была настолько благородна в своей манере, настолько гармонична — словно королева. Даже те, кто случайно пересекался с ней хоть один раз, запоминали эту встречу на всю жизнь.
В 1990 году артистка завершила свою работу в труппе цирка. Имя Дзерассы Тугановой золотыми буквами вписано в историю мирового цирка, а дело её живет и процветает. Одним из продолжателей цирковых традиций династии Тугановых стал Таймураз Кануков — народный артист Северной Осетии, лауреат международных премий, основавший свою цирковую династию.
Делилась Дзерасса Канукова:
«Мой отец, Таймураз Кануков, продолжил традиции Дзерассы Тугановой. Он восстановил номер “Иристона”. Когда папу приглашают на интервью, он всегда говорит о своем руководителе, конечно же, в положительном ключе. Проработал у неё более 20 лет. Ещё подростком попал в труппу. О ней очень тепло отзывался, боготворил её. Всю жизнь для него она была примером».
Дзерасса Туганова прожила долгую жизнь, полную усердного труда, успеха и оваций зрителей по всему миру. Можно сказать, что она сама обуздала свою судьбу и верхом на коне вошла в историю мирового цирка.
Комментарии