Наступивший год еще не успел замкнуть орбиту первого месяца, а для осетинского певца Дзамболата Дулаева он уже ознаменовался приятными событиями. На недавно завершившемся в Москве международном конкурсе вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмава он удостоился третьей премии и сразу нескольких специальных призов.
Наиболее почетный в творческом отношении – «За неординарность интерпретации». Такую награду могли счесть упущенной для себя и обладатели более высоких мест. Она подчеркивает глубокое проникновение в произведение и новаторское воплощение авторского замысла. Кроме того, мастерство Дулаева было оценено призом Национальной оперной премии «Онегин» и еще одним – от театра «Геликон – опера» с предоставлением права выступить на его сцене в роли Альфреда в опере Верди «Травиата». Здесь потребуется небольшое отступление. Эта партия, одна из самых популярных в мировой классике – теноровая, а Дулаев – баритон. Конечно, в нынешние времена, тяготеющие к экспериментам в этом жанре, можно попробовать и перевести героя Верди в более низкий регистр, но вряд ли бессмертный шедевр от этого выиграет. Канонический выбор голоса, как это было задумано самим композитором, лучше раскрывает особенности образа и те метаморфозы, через которые он проходит. Сначала – восторженность влюбленного юноши, потом – ощущение всей полноты счастья, далее – отчаяние и мстительное чувство и наконец – запоздалое раскаяние и бессильная нежность. Но дело в том, что, как признается сам Дзамболат, теноровые арии – его страсть.
Когда-то во Владикавказе я поинтересовался у примы Мариинского театра Ольги Бородиной, почему она, меццо-сопрано за несколько лет до этого спела «не свою» партию Лизы из «Пиковой дамы» Чайковского. Ответ обескуражил своей простотой. «Мне очень хотелось». Похоже, с Дулаевым такой же случай. Тем более, что даже опытные педагоги в столице, когда он приехал поступать в московскую консерваторию, спорили между собой, тенор он или баритон? Ко второму варианту склонились лишь после того, как он спел супербаритональное ариозо Жермона, отца того самого Альфреда из «Травиаты». Тем не менее, «соловьиные» ноты Дзамболату тоже подвластны. Это хорошо известно и возглавляющему «Геликон – оперу» Дмитрию Бергману, который был и одним из наставников Дзамболата в ГИТИСе. Этот вуз молодой человек предпочел консерватории и убежден, что не ошибся. Многое дало ему общение с Бергманом – лучшим оперным менеджером нашей страны. А тот, в свою очередь, способствовал активному сотрудничеству начинающего певца со своим театром. Наверняка знает он и о его непреодолимых желаниях. Так что престижное приглашение на главную мужскую роль врасплох не застало. И все-таки метания такого рода в опере не приветствуются.
Но вернемся к конкурсу, организованному прекрасной певицей Хиблой Герзмава. Он удался на славу. В непростое время в Москву съехались представители самых разных стран. Призовой фонд составил более двенадцати миллионов рублей. Дулаев отличился неординарностью не только интерпретации, но и одежды. На церемонии награждения он появился в ярком, разноцветном свитере, выделяясь среди остальных мужчин, узников дресс-кода в неизменном «черно-белом своем». Это нисколько его не смущало, да и зрителей, думаю, тоже. Хотя вручавший одну из наград Андрей Кончаловский, одетый тоже в нечто подобное, но не кричащей расцветки, посчитал необходимым даже извиниться за это и объяснить, что заехал прямо со съемок.
Дзамболат разминулся на сцене с Ларисой Гергиевой. Она вручала приз одному из аккомпаниаторов, напомнив при этом, что и сама много лет отдала этой непростой работе. Дулаев уже – опытный конкурсный боец. Он знает цену и поражений, и побед. Выигрывал первую премию на конкурсе имени Елены Образцовой в Петербурге, побеждал в тех, которые носят имена Муслима Магомаева и Павла Лисициана. А вот на конкурсе Глинки выбыл из борьбы после второго тура. И после первого – под портретом Чайковского. Но Дулаев знает, что разница между успехом и неудачей на подобных испытаниях порой весьма символическая. После той самой большой его победы в городе на Неве в 2019 году критик «Санкт Петербургских ведомостей» не нашел иных слов для оценки его исполнения арии Алеко Рахманинова кроме «корректно, но без лоска». Зато с третьей премией на конкурсе Хиблы Герзмава он получил в прессе немало лестных эпитетов. Его голос назвали элегантным, а его игру в той арии, где моцартовский Дон Жуан добивается свидания, назвали виртуозной.
То, что Дзамболат получил образование в театральном институте – весомый плюс для него. Множество певцов с отличными вокальными данными, – никудышные актеры. А между тем, драматические способности на оперной сцене приобретают сегодня особое значение. Ведь хороших исполнителей много, и конкуренция между ними возрастает во многом за счет умения подать себя с помощью мимики, жестов и свободы движений. Премией и призами дело не закончилось. Объявлено, что с февраля Дулаев зачислен в труппу камерной сцены имени Б. Покровского, входящей в структуру Большого театра. Это означает, что теперь Дзамболата отделяет лишь одна ступенька от главной сцены страны.
Еще менее пяти лет назад в особняке на улице Никольской в центре столицы располагался самостоятельный камерный театр, где можно было познакомиться с редкими, полузабытыми или наоборот, совсем недавно созданными операми. После объединения этого коллектива с Большим к великому сожалению для меломанов концепция изменилась. Теперь в основном здесь будет идти обкатка спектаклей для главной сцены, а заодно – режиссеров, дирижеров и певцов. Посмотрел афишу камерной сцены на первую неделю февраля – не густо. Опера для детей Прокофьева «Петя и волк» да оперетта Шостаковича «Москва – Черемушки». Но в любом случае репертуарный театр – это отличная школа. Свободный художник подстраивается под приглашение, а спел Мазепу или Фигаро – и с плеч долой. А тут каждую партию за год придется преподносить зрителям раз десять, если не больше. И в каждом спектакле ты должен быть лучше, чем в предыдущем. Или добавить в роль какой-нибудь нюанс.
Автор: Евгений Пантелеев; фото: Рамиль Ситдиков