Уже много лет живу под девизом «Ни дня без фильма». Пару часов перед сном непременно посвящаю добытому в интернете трофею либо недавнего происхождения, либо из далекого прошлого. Но в мультиплексе побывал на той неделе всего лишь второй раз в жизни.
Кинотеатры подобного рода не устраивали своим репертуаром, ориентированным прежде всего на окупаемость и прибыль. А от ностальгии по большому экрану избавляет старый зал петербургского Дома кино. Здесь идут такие картины, на которых могут присутствовать с десяток зрителей, а однажды, когда по окончанию сеанса, зажегся свет, с удивлением обнаружил, что кроме меня никого больше не было. Что же заставило изменить своим правилам и отправиться в многозальный кинотеатр? Заинтриговал небывалый успех фильма «Чебурашка», побившего все рекорды кассовых сборов. Захотелось разобраться – как и почему.
Конечно, не обошлось без побочных факторов. Без лент западного производства заскучали и прокатчики, и потребители. Понятно, те и другие с особой радостью приняли новинку. Дорога ложка к обеду и совсем уж бесценна, когда успеешь проголодаться. Но что же тогда другие отечественные работы последнего времени не смогли воспользоваться резко ослабившейся конкуренцией на кинорынке? Ответ прост – потому что… не смогли. Но есть еще одно немаловажное обстоятельство. Обычно дети уговаривают взрослых на кино. А тут зачастую все происходило наоборот. Уговаривать девчонок и мальчишек, думается, было излишним, но инициатива исходила уже от мам и пап, а то и от бабушек с дедушками. Ведь сказочному персонажу, придуманному писателем Эдуардом Успенским, от роду уже более полвека и он умиляет третье поколение своих горячих поклонников. Наконец, удачной и даже убойной оказалась сама идея перенести в игровой фильм диковинную и в то же время такую родную зверушку из «мульти – пульти».
Однако никакие благоприятствующие моменты не «вытянут» готовый фильм на вершину популярности, если ему не будет доставать собственных достоинств. А их немало. Первое из них, на мой взгляд заключается в том, что авторам удалось искусно соединить «в одном флаконе» три совершенно разных жанра – драму, эксцентрику и сказку. Поэтому здесь находят что-то для себя все зрители, независимо от возраста и вкусов. Меня, например, привлекла тема вины и прощения, обозначенная во взаимоотношениях героя Сергея Гармаша с его дочерью. Чтобы лучше понять суть их конфликта, пришлось включить в сценарий и трагический эпизод, но он не выпадает ни из общего контекста, ни из атмосферы зрелища. Ситуация навела на серьезные размышления, и это тоже заслуга фильма. Замечали ли вы, что человек, который упорно отказывает в прощении тому, кто искренне об этом просит, производит не самое выгодное впечатление. Он словно приобретает власть над другим и своей твердокаменностью подспудно куражится над ним, придавая своей особе больше веса в собственных глазах. Есть своеобразный эгоизм – эгоизм правоты. Да, предательство — это наихудшее, что можно совершить, не нарушая закон. И оно страшнее, чем иные тяжкие преступления. Но если одного постоянно терзает раскаяние, разве это не основание для другого сжалиться над его страданиями, даже если он когда – то заставил страдать тебя? Но ты справился без его протянутой руки, а он без твоей – не в состоянии.
В фильме замечательно показано, что порой именно прощение выдает фальшь прежней гордости. Стоило отцу прийти на помощь дочери в трудную минуту, и он тут же снова становится родным человеком. А если раньше и без услуги с его стороны, не получив «приник»? Но сценаристы завязывают еще один тугой узел. Вскоре дочь обвиняет отца в новом предательстве, на которое он пошел исключительно ради нее, пожертвовав Чебурашкой. Удержаться бы Татьяне от испепеляющих слов – отец и без нее сжигает себя на медленном огне, но теперь ему придется лезть из кожи вон, чтобы вернуть так легко отнятое великодушие. И оно возвращается с сомнительной быстротой. Это не просчет в обрисовке характера молодой женщины, а тонкое понимание человека ее типа. Психологически все достоверно. А резюме делает сам Чебурашка: «Люди потому грустные, что не умеют прощать друг друга». В другой сцене ушастый философ говорит: «Я не хочу быть человеком». И это уже упрек каждому из нас, пусть и в неравной мере.
Стремление не забывать о взрослой аудитории прослеживается даже в отдельных словечках, предназначенных для подготовленного зрителя – «абырвалг», «йети»… Фразу, которая вызывает наиболее громкий смех в зале, тоже лучше всех оценят те, кто постарше, поскольку помимо основного смысла она отсылает к другому, всенародно любимому фильму. Особо хочется отметить мастерство Гармаша. Он постепенно превратился в российского Жана Габена. Но это сравнение, скорее, указывающее не на сходство, а на уровень мастерства. Хотя чувство собственного достоинства, благородство и внутренняя сила действительно объединяет обоих актеров.
В фильме много крутых трюков, всевозможных падений и прыжков, что явственно отдает Голливудом. Но в конце концов любые тамошние приемы становятся достоянием всего мира. В какой только стране не использовали сценку с тортом, оказавшемся на чьем-то лице, а ведь ей уже сто лет в обед и родилась она за океаном. Кстати, увидел ее на экране и в том зале, но в анонсе какого-то будущего «гвоздя» отечественного кинопроката.
Грамотно выстроена драматургия ленты. Финал – не просто хороший конец, где герои, как подобает сказке, преодолевают все трудности и козни. Нас возвращают в тот мир, в котором день рождения был праздником не только для виновника торжества, но и его друзей и даже случайных гостей. Много лет во Владикавказе каждый раз предупреждал «Не приводите на мой день рождения незнакомых людей, пусть будут только свои». И все равно за столом неизменно оказывались и те, кого я видел впервые в жизни. А порой создавалось впечатление, что приглашавшие их – чуть ли не тоже. Такова уж одна из владикавказских фишек. И это, однако, не мешало радоваться жизни. Уходит детство, уходит молодость, но почему должна уходить теплота общения в живом виде? Почему мы все чаще предпочитаем вместо этого обмениваться звонками, СМСками и видеть друг друга на дисплее, живя в одном городе?
Создатели «Чебурашки» угадали эту скрытую тоску по утраченной гармонии и напомнили нам о ней напоследок, приоткрыв дверь в царство позитива, добра и душевности под бессмертную мелодию Владимира Шаинского. Между прочим, даже песни, которые годами грели нам душу, постепенно исчезают из обихода. А когда вы последний раз пели во время застолья вместе с родными или друзьями? Стоит ли удивляться поэтому, что люди выходят из кинотеатра с просветленными лицами? Но если для малышей это очередное яркое впечатление, то для взрослых – важный посыл, призывающий о чем-то задуматься. По сути, «Чебурашка» едва ли не в большей степени рассчитан них, сколь бы неожиданным не выглядел этот вывод.
Автор: Евгений Пантелеев; фото: Кадр из фильма «Чебурашка»