Жаль, что мы играем с ними на выезде. На «Динамо» мы их точно выиграем. Тут поддержка болельщиков, да и поле родное, размеры удобные. Они здесь ничего не смогут. Есипов разгонится и прямиком в банк врежется…
Во всемирный день футбола по сложившейся уже традиции «15-й Регион» не может не обмолвиться о людях, творивших историю спорта номер один на осетинской земле. Повествование о выдающихся успехах нашей республики не будет полным, если ограничить его великой биографией главной команды.
За любым громким достижением стоит некий фундамент, а в случае с футболом это, как правило, люди, которые не бывают равными по своим профессиональным качествам, но разница между известными и ушедшими в неизвестность порой очень небольшая. Мужчины, игравшие в футбол, скорее всего, разделяют это субъективное мнение. Выражение «он в молодости разрывал всех и вся», десятилетиями повторяют любители футбола, рассказывая о том или ином знакомом, так и не ставшим большим игроком.
Ближе всех из тех, кто в Осетии мог заявить о себе на всю страну, если не учитывать представителей «Алании», были футболисты владикавказского «Автодора». Впрочем, некоторые из них заявили. Но фамилии большинства талантливых игроков так и остались в сухой статистике и памяти теперь уже старых и немногочисленных болельщиков.
В 1990 году после нескольких лет выступлений в первенстве РСФСР «Автодор» был допущен ко второй лиге чемпионата СССР. Клуб был создан по инициативе руководителя «Севосетинавтодора» Хасана Албегонова. Первым тренером команды назначили легендарного Гиви Керашвили. Эти фигуры впоследствии стали главными в истории коллектива. Хасан Хамицевич делал все для того, чтобы многочисленные игроки, выступавшие в разные годы за «Автодор», имели возможность для развития. Гиви Шалвович, в свою очередь, возглавлял команду энное число раз и дал путевки в большой футбол значительному количеству молодых спортсменов.
Уже в 1992 году «Автодор» выиграл зональный турнир второй лиги. Но совершенно уникальным получился 1993 год. До самого конца владикавказцы боролись за попадание в высшую лигу. Они финишировали вторыми, уступив совсем чуть-чуть новороссийскому «Черноморцу». Позади осетинских ребят остались такие коллективы, как «Балтика», «Факел», «Кубань», «Уралан». В то время старенький стадион «Динамо» никогда не пустовал. Конечно, это был не «Спартак», но здесь была своя, ни на что не похожая атмосфера. Кстати, за ареной в дни матчей нередко собирались мальчишки с района. Дело в том, что мяч часто вылетал за пределы стадиона, а что еще для счастья пацану из 90-х нужно? Они ловили «круглого» — и вперед, с песнями. Как правило, это был любимый тогдашними мальчишками мяч фирмы Select.
Возвращаясь к тому сезону, до сих с недоумением вспоминается один из последних матчей чемпионата. «Автодор» на нейтральном поле играл с грозненским «Эрзу». Перед этим поединком владикавказцы по потерянным очкам были лидерами чемпионата, но внезапно уступили… да еще как — 5:0. Такого не ожидал никто. В стане болельщиков в те дни говорили, что якобы руководство республики не захотело иметь вторую команду в высшей лиге и «Автодору» было «приказано потерять очки». В эту версию верилось охотно. Уж слишком хороши были наши игроки, чтобы проиграть вот так. В подтверждение данной гипотезы говорят результаты следующего сезона — вылет во вторую лигу. Что, если не умышленное убийство мотивации, может переместить команду за короткий срок с верхов до низа?
Но говорить о том, что история «Автодора» на этом завершилась, никак нельзя. Клуб продолжил выполнять главную свою миссию — взращивать талантливых игроков. Выделить лучших футболистов в истории команды сложно, в первую очередь, потому что по-настоящему одаренных, оригинальных, техничных и эффективных в его составе было немало. И даже выступая во втором дивизионе, многие из них по своим возможностям, а главное, потенциалу, соответствовали уровню сильнейших команд страны.
В 1996 году, когда «Алания» готовилась к своему самому статусному матчу в жизни — дебюту в Лиге чемпионов, во Владикавказе проходил Кубок президента, на который съехались лучшие клубы Европы. Выпускать основной состав на пусть и важный, но все же товарищеский матч за несколько дней до поединка в главном европейском турнире Валерий Газзаев не решился, поэтому прибегнул к услугам игроков «Автодора». Так, на матч против чемпиона Франции «Осера» вышло сразу несколько футболистов второй лиги. Но уровень этих ребят был настолько высок, что никто из многочисленных болельщиков республиканского стадиона не заметил фальши в их игре. Они выступили на равных против европейского гранда!
В следующий раз «Автодор» громко о себе заявил в 1998 году. Команда выступала в Кубке России. Обыграв поочередно клубы второй, первой и высшей лиги (!!!), владикавказцы, выступавшие по-прежнему в третьем по силе дивизионе, пробились в 1/8 финала, где их ждал один из сильнейших коллективов страны того времени — волгоградский «Ротор». В соответствии с жеребьевкой осетинской дружине пришлось играть против звездных оппонентов на выезде. Автору данного материала по чистой случайности довелось за несколько дней до того матча перекинуться парой фраз с одним из ведущих игроков «Автодора» 1998 года — Сосланом Торчиновым.
Он сказал буквально следующее: «Жаль, что мы играем с ними на выезде. На “Динамо” мы их точно выиграем. Тут поддержка болельщиков, да и поле родное, размеры удобные. Они здесь ничего не смогут нам противопоставить. Есипов (один из лучших игроков в истории “Ротора”. — Прим. ред.) разгонится и прямиком в банк врежется… (имелся в виду прилегающий к стадиону банк. — Прим. ред.)».
Талантливый полузащитник знал, о чем говорит, потому что даже в Волгограде он и его партнеры показали достойный футбол, сражаясь как львы. Им забивал Веретенников. Болельщик со стажем понимает, кто это такой. Но это их не надломило. Проигрывая 3:1, бойцы из «Автодора» героически сравняли счет, переведя игру в послематчевые пенальти. В этой подчас жестокой лотерее им не повезло. Как тут не вспомнить хит тех времен, в котором были слова: «Знай — ты все для чуда сделал, просто наша не взяла».
В 2000-х «Автодор» продолжил свое выступление в чемпионатах России. Бесчисленное количество футболистов ушло на «повышение» из этой команды, многие воспитанники стали чемпионами страны.
Но значительную часть первой четверти XXI века осетинский футбол регрессировал. И это не могло не сказаться на «Автодоре». В марте 2011 года клуб не смог пройти процедуру аттестации и снялся с первенства России по футболу среди команд второго дивизиона, прекратив свое существование. Так завершилась история яркого детища Хасана Албегонова. За годы функционирования эта команда дала очень многое отечественному футболу, но выйти на личный, абсолютно заслуженный самый высокий уровень клуб мог только один раз. В том самом 1993 году…